Украина потеряла нефтепровод

11 май, 12:37

Киев проиграл сражение за дешевый импорт нефти из Ирака. Самой эффективной моделью ее доставки в наши порты долгие годы считался нефтепровод Джейхан–Самсун, который должен был быть проложен по территории Турции. Он был разработан по заказу Анкары украинскими подрядчиками еще в середине 90-х годов прошлого века, но до реализации дело так и не дошло. Сейчас же, похоже, проволочки Киева, провоцируемые вездесущим российским нефтяным лобби в украинской власти, окончательно утомили Турцию. По итогам оглашенного в конце апреля тендера на строительство нефтепровода в числе победителей не оказалось ни одной нашей компании. Солидный заказ будет отдан международному консорциуму в составе итальянского государственного концерна ENI и турецкой компании Calik Group.

Ориентировочная стоимость строительства нефтепровода составляет $1 млрд. Новая труба мощностью прокачки 50 млн т нефти в год пройдет от порта Джейхан на Средиземном море до черноморского порта Самсун. Работы по ее прокладке планируется начать в ноябре текущего года. На сегодняшний день основу перспективного портфеля заказов нового нефтепровода составляют контракты на поставку нефти из российского порта Новороссийск в Джейхан. Хотя такое направление прокачки противоречит положениям межгосударственного соглашения «О нефтепроводной системе Джейхан–Самсун», подписанного Украиной и Турцией в 1997 г. По нему стороны взялись за проектирование строительства нефтепровода в обратном направлении — от Средиземного моря к Черному. Тогда планировалось транспортировать в Самсун порядка 70 млн т нефти в год из Ирака. Но если турки сумели легализировать этот документ без малейших проволочек, то наш парламент до сих пор не ратифицировал его — депутатов отпугивала закрепленная в соглашении необходимость предоставления государственных гарантий под дорогостоящее строительство. Неудачная попытка оживить проект была предпринята три года назад. Экс-президент Леонид Кучма в мае 2003 г. подписал указ «О введении в действие решения СНБО в сфере обеспечения национальной безопасности в связи с возможным развертыванием военных действий в регионе Персидского залива и Ближнего Востока». По нему экс-премьеру Виктору Януковичу было поручено возобновить переговоры с Турцией о возможности реализации проекта Джейхан–Самсун и организации поставок нефти из Ирака в Украину. Экс-премьеру на этом поприще ничего сделать не удалось, как, впрочем, не удалось и его преемникам в новой украинской власти. Весной прошлого года тогдашний секретарь СНБО Петр Порошенко, вернувшись из Ирака, заявил, что у нас появился выбор вариантов транспортировки нефти между турецким портом Джейхан и иракским терминалом Аль-Бакр возле Басры. И спустя несколько месяцев этот выбор был сделан — 21 июля правительство утвердило Программу долгосрочного сотрудничества Украины и Республики Ирак, которая опять-таки предусматривала начало импорта нефти в Украину из этой страны через Турцию. Веса указанной программе прибавили договоренности между Минтопэнерго Украины и США о совместном восстановлении Ирака. Но даже после этого нефтяной проект оживить не удалось — турки отказывались понимать нашу власть, которая за все эти годы не смогла утвердить подписанного соглашения. Нынешнее решение о передаче проекта консорциуму ENI и Calik Group показало, что у Анкары, по всей видимости, попросту лопнуло терпение ждать Украину, которая теперь осталась один на один со своей проблемой поиска дешевых путей импорта ближневосточной нефти.

Андрей Старостин

Инф. dsnews


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/15685.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua