Минюст продолжает "чистку" налоговых разъяснений ГНСУ

17 апр, 19:30

В комментируемом Письме главный налоговый орган дает тщательный анализ ситуации, сложившейся с налоговыми консультациями по состоянию на 2011-2012 гг., т. е. изданными после вступления в силу НКУ, пишет Дебет-Кредит.

 

Фактически выделены две проблемы:, пишет ubr.ua



1. До вступления в силу Закона Украины от 07.07.2011 г. №3609-VI ГНАУ была лишена права издавать обобщающие разъяснение норм налогового законодательства. Предоставление только налоговых консультаций каждому отдельному плательщику индивидуально не решало проблем, возникающих у плательщиков и у налоговых органов при применении действующего законодательства в результате возможности неоднозначного их понимания.



2. Обобщающие налоговые разъяснения и методические рекомендации, принимаемые по результатам изучения множества однотипных запросов налогоплательщиков, не являются нормативными актами и не требуют регистрации в Минюсте. Поэтому налоговые органы, хотя и выполнили требования Минюста (Письмо от 28.04.2011 г. №3915-0-4-11/101) и отозвали значительное число писем, все же не согласны с некоторыми из них, так как считают, что такие письма не устанавливают других правил налогообложения и не изменяют действующих, предусмотренных НКУ. Скажем, среди этих писем приведены такие, как от 18.02.2011 г. №4686/7/16-1517 и от 25.03.2011 г. №8342/7/16-1517.



Что касается Письма ГНАУ от 18.02.2011 г. №4686/7/16-1517 "О налоге на добавленную стоимость", то в нем предоставляется разъяснение применения застройщиками налоговой льготы по строительству доступного жилья. При этом налоговый орган ставит применение такой льготы в зависимость от наличия такого земельного участка в Перечне земельных участков, выделенных под строительство доступного жилья в соответствующей области. Между тем ведение такого перечня является не обязательным, а рекомендованным Методрекомендациями в Письме Минрегионстроя от 11.02.2009 г. №12/19-2-8-14-1375. То есть отсутствие земельного участка в перечне не может быть достаточным условием для лишения застройщика указанной льготы по НДС.



Еще один пример — Письмо ГНАУ от 25.03.2011 г. №8342/7/16-1517 "О налоге на добавленную стоимость". В нем речь идет об обложении НДС посреднических операций по новым правилам.



При этом, давая оценку порядку налогообложения операций по договорам комиссии, налоговый орган не учитывает предписаний п. 192.2 НКУ: "Норма пункта 192.1 настоящей статьи не распространяется на случаи, когда поставщик товаров/услуг не является плательщиком налога на конец отчетного (налогового) периода, в котором был проведен такой перерасчет".



Ведь налоговый орган указывает на то, что после того как комиссионер продал товар покупателю по цене, превышающей цену, по которой товар поставлен комитентом, он (комиссионер) должен предоставить комитенту отчет. На дату получения отчета от комиссионера комитент увеличивает сумму НО, а комиссионер на основании полученного расчета корректировки к ранее выписанной налоговой накладной увеличивает сумму НК.



Но, поскольку мы говорим о переходных операциях, то здесь без учета исключений из данного правила ответ не полный и не достаточный для ее применения. Поэтому, если комитент на дату получения отчета от комиссионера утратил статус плательщика НДС, то по норме п. 192.2 НКУ в отчетном периоде перерасчет сумм НДС не происходит.



Таким образом, предоставляя консультации или методрекомендации, налоговые органы допускают в отдельных случаях или неполную оценку ситуации, правила налогообложения которой разъясняют, или разрешают толкование норм только в пользу налогового органа. Применение обеих позиций в дальнейшем и приводит к спорам между налогоплательщиком и налоговым органом.



Еще одним примером предоставления разъяснений являются письма в формате рекомендаций налоговых органов на местах, которые при подготовке налоговых консультаций должны использовать унифицированные вопросы-ответы из Единой базы налоговых знаний, а также обобщающие налоговые консультации, утвержденные приказами ГНСУ.

 

При этом возникает вопрос: а если эти ответы по содержанию отличаются от обобщающих налоговых разъяснений? Или если соответствующего обобщающего разъяснение не существует, то приобретают ли статус налоговых разъяснений ответы, приведенные в Единой базе налоговых знаний? Эти вопросы до сих пор остаются открытыми.

 

 

e-finance.com.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/156880.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua