Финансисты спариваются. Небольшие банки «присасываются» к монстрам карточного рынка

11 май, 12:50

Финансисты стали больше экономить на развитии карточного бизнеса. Чтобы не тратиться на установку собственных банкоматов, они пытаются присоединиться к уже развитым банкоматным сетям больших банков. Пока владельцы пластика выигрывают от подобных альянсов, однако специалисты не исключают, что со временем они окажутся в проигрыше — после того как финучреждения начнут повышать тарифы на снятие наличности.

Клиентам нужны сети
Объединение банкоматных сетей в этом году обещает стать настоящей модой. Зарождаться она начала сравнительно недавно. Последнее объединение было зарегистрировано в начале апреля — о слиянии своих сетей объявили три финучреждения (ПроКредит банк, Первый украинский международный банк и Укрсоцбанк). Более глобальное зафиксировано в конце 2005 г.: в рамках проекта «АТМоСфера» свои усилия скоординировали Агробанк, «Базис», Индекс-банк, Кредитпромбанк, «Мрия», «Пивденный», Родовид-Банк и «Форум». В ближайшее время финансисты прогнозируют реализацию еще ряда подобных проектов. «Наш банк планирует несколько подключений к своей банкоматной сети в 2006 г., среди потенциальных партнеров сегодня рассматриваются четыре банка», — рассказала «ДС» заместитель начальника департамента продуктового и стратегического маркетинга АКИБ «УкрСиббанк» Виктория Васильева.

Причем банкиры полагают, что укрупнение сетей будет происходить по двум схемам: объединяться станут как несколько небольших финучреждений с незначительным количеством собственных банкоматов, так и крупные участники карточного рынка. По словам финансистов, на сегодняшний день в нашей стране зафиксированы четыре слияния банкоматных сетей отечественных банков.

Консолидируя свои усилия, финансисты пытаются всячески угодить рядовому клиенту, за которого в последнее время развернулась борьба. Снимая наличность в банкомате своего финучреждения либо его коллеги, с которым он заключил соглашение о сотрудничестве, владелец пластика платит не стандартную, а льготную комиссию. Как правило, она не превышает 1% суммы снятия (бесплатное получение наличности предусматривается по зарплатным картам). А потому, ая на экономности украинцев, банкиры вполне удачно расширяют клиентскую базу. «Обслуживая держателей платежных карт других банков по льготным тарифам, вы приобретаете дополнительных клиентов, так как владельцы пластика обычно стараются снимать наличные в банкоматах финучреждения, который выдал им карту, тем самым увеличивая обороты снятия наличных в своих банкоматах», — сказала «ДС» руководитель отдела карточного бизнеса ПроКредит банка Елена Кошиль. Банкиры уверены, что наличие в их распоряжении широких банкоматных сетей позволяет им намного активнее увеличивать объемы выпуска карточек. «Для клиентов, которые привлекаются в рамках зарплатных проектов, этот фактор (возможность пользоваться по льготным ценам большим числом банкоматов. — «ДС») — один из решающих, поскольку в основном они используют платежные карты для снятия наличных в банкоматах», — отметила г-жа Васильева.

Еще один фактор, толкающий финансистов на слияния своих сетей, заключается в существенном уменьшении затрат на установку и обслуживание банкоматов. Данное обстоятельство ает порой решающую роль, если учесть, что сейчас это наиболее затратная статья «пластикового» бизнеса. «Одно из основных преимуществ банкоматных объединений заключается в снижении издержек на обслуживание сети. При этом суммарная доля рынка такой сети существенно возрастает», — подчеркнул в разговоре с «ДС» управляющий Киевского областного управления Укрсоцбанка Андрей Онистрат. Справедливости ради стоит признать, что, отправляя своих клиентов в банкоматы партнеров, банк, естественно, теряет возможность на них зарабатывать. Как правило, в соглашениях о слиянии сетей говорится, что комиссия, взыскиваемая при обслуживании карты, выпущенной финучреждением-партнером, ложится «в карман» банка, установившего банкомат. Зачастую он не делится доходами с эмитентом.

Услуги банкоматов подорожают
И это не единственная потеря. Сливая свои сети банкоматов в «общий котел», финансисты несут и другие издержки. Главная — это недополученная прибыль от обслуживания клиентов породнившегося с ним финучреждения. Ведь если бы банки не подписали договоры о сотрудничестве, то имели бы возможности зарабатывать на каждом отдельно взятом «чужом» клиенте не льготные 0–1% суммы снятия, а базовый тариф для этого случая — 2–3%. Кроме того, с недавних пор ают на снижение доходности банкоматного бизнеса и другие факторы, не имеющие отношения к объединениям. «В настоящий момент в Украине отмечается снижение величины средней транзакции, что увеличивает расходы финучреждений. Ведь цена одной транзакции для банка не зависит от объема осуществляемой операции, а комиссия привязана к размеру суммы, снимаемой в банкомате», — сообщил г-н Онистрат.

Банкиры уже сейчас предупреждают, что недолго будут мириться с уменьшением доходов от своих сетей. И уже сегодня прогнозируют повышение тарифов на снятие наличности. В большей степени оно должно коснуться как раз льготников (за исключением клиентов, чьи карты выпущены в рамках зарплатных проектов), комиссии для которых до конца 2006 г. могут быть увеличены в среднем по рынку на 0,5–1% суммы снятия. Меньшими темпами финансисты обещают поднимать цены на обслуживание так называемых чужих карт — на 0,2–0,5% суммы.

Елена Лысенко

Инф. dsnews


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/15691.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua