11 май, 14:02
Участники рынка ожидают, что до конца мая нефтепродукты в Украине подорожают на 15–20 коп. Более отдаленные прогнозы они делать опасаются, ссылаясь на то, что никто не в состоянии угадать, как поведут себя цены на нефть на мировом рынке. Но с учетом его тенденций и непреодолимой тяги США к поддержке демократии в нефтеносных странах говорить о возможном удешевлении топлива как-то неудобно. Особенно в контексте того, что даже чиновники говорят — цены близятся к мировым.
В конце апреля — начале мая стоимость нефтепродуктов в украинской рознице повысилась на 5–8%. Особенно отличились Львовская (А-92 подорожал на 18 коп. — до 3,58 грн./л) и Черкасская области (А-95 — на 8 коп. — до 3,78 грн./л). А с учетом того, что НПЗ Украины только начали переработку нефти, купленной по новым ценам, в мае стоимость нефтепродуктов может вырасти еще на 15–20 коп. Эксперты прогнозируют, что цены стабилизируются лишь в конце мая, но в конечном итоге будут зависеть от мировой конъюнктуры.
Кроме того, что стоимость подогревается сезонным спросом в Украине, основные причины роста внешние. Повышение мировых цен на нефть вызвало увеличение экспортной пошлины на российскую нефть (с 1 апреля $186,4/т при февральской $160,8/т). Соответственно поползли вверх цены и в Украине. Отчасти данная цепная реакция связана с отменой импортных барьеров на нефтепродукты, поскольку после этого наша страна попала в большую зависимость от тенденций мирового рынка. Но при этом следует учесть, что ликвидация импортного барьера способствовала притоку зарубежного топлива и увеличила конкуренцию на рынке. По мнению опрошенных «ДС» экспертов, подорожание нефтепродуктов отчасти также могут подогревать либерализация цен на топливо и разрешение экспорта украинской нефти, которые были приняты правительством Украины в апреле. По словам министра экономики Арсения Яценюка, фактически это означает повышение внутренних цен на нефть до мирового уровня.
Опрошенные «ДС» участники рынка оценивают влияние перечисленных причин на увеличение цен по-разному. «Повышение экспортной пошлины на нефть — одна из причин. Но основная — это дороговизна нефтяного сырья в мире. Стоимость нефти, которую покупают отечественные НПЗ в России для переработки, определяется исходя из мировых котировок Brent и Urals. Стоимость импортного топлива, которое ает на нашем рынке значительную роль и непосредственно формирует крупнооптовую цену, базируется на котировках Platts. Прайсы НПЗ и АЗС будут зависеть от стоимости для Украины российской нефти и импортных нефтепродуктов», — говорит генеральный директор ООО «ТНК-ВР Коммерс» (актив российской ТНК-ВР) Феликс Лунев. По его словам, исходя из анализа ситуации на мировом рынке в ближайший месяц можно прогнозировать дальнейший плавный рост цен в Украине. «Уже сейчас мы видим, что стоимость нефти для переработки в мае будет на $35–40 выше, чем в апреле, и достигнет $450/т. Кроме того, по мере истощения остатков на рынок начнет поступать все более дорогой импорт», — сообщил г-н Лунев. Генеральный директор компании «Альянс-Столица» (дочернее предприятие ООО «Нефтяная компания «Альянс-Украина») Марат Сарсеков считает, что последний рост цены является реакцией на повышение пошлины РФ, а второй этап подорожания может произойти из-за увеличения мировой стоимости нефти. «Цена нефти сегодня непредсказуема, поэтому рынок во всех сегментах стремится поднять ее к тому уровню, который позволит покупать сырье. Но то, что в мае на украинские НПЗ будет поступать дорогая нефть, не вызывает сомнений, — говорит г-н Сарсеков. — Если ничего экстраординарного не произойдет, то на наших комплексах стоимость бензина может быть повышена приблизительно на 5 копеек». В «Лукойл-Украина» связывают удорожание нефтепродуктов с увеличением пошлин РФ и мировыми котировками в равной степени, отмечая, что в случае дальнейшего повышения цены на нефть также будут отпускать нефтепродукты дороже.
Так или иначе, но, по мнению экспертов, влияние апрельских внешних факторов в полной мере отразится на стоимости нефтепродуктов в Украине только в мае, так как перерабатываемое в апреле сырье было закуплено еще по мартовским ценам. «Сегодня около 30% нефтепродуктов Украины — это ресурс импортного производства, и мы покупаем его в Литве и Беларуси по мировым тарифам. Если отпускная стоимость будет расти и дальше, то мы также будем вынуждены поднимать цены на своих АЗС. Возможно, до конца мая они возрастут еще на 5–10%», — сообщили «ДС» в ОАО «Концерн «Галнафтогаз».
Отечественным бензином «перекрыть» подорожание импортного, по всей видимости, не удастся. Уже сегодня можно говорить о продолжении удорожания российской нефти. «Если к концу апреля цена на нефть марки Urals сохранится на уровне $63–67 за баррель, экспортная пошлина может составить $198,5–200/т», — заявил заместитель начальника отдела таможенных платежей Министерства финансов Российской Федерации Александр Сакович. Новая величина экспортных пошлин на российскую нефть будет известна в конце мая, а материализуется в июне. В какие ценовые значения это выльется на АЗС, участники рынка пока отказываются прогнозировать. Тем не менее можно предположить, что прогнозы россиян в отношении увеличения пошлин в июне могут свидетельствовать о соблюдении подобной динамики до середины лета. Пожалуй, единственное, что нефтяники могут гарантировать украинским автолюбителям, — это то, что цена на внутреннем рынке будет «объективной». И то благодаря тому, что импорт не допустит необоснованного завышения стоимости со стороны местных производителей.
Дмитрий Рясной
Инф. dsnews
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/15695.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua