06 май, 17:30
В 2013-2014 годах государство намерено привлечь в экономику страны 461 млрд гривен, 55% из которых – уже в этом году. Такой план задекларирован в Госпрограмме активизации развития экономики, утвержденной Кабмином 27 февраля.
За деньги госпрограммы правительство планирует профинансировать строительство дорог и мостов, возместить процентные ставки по лизинговым закупкам сельхозтехники, простимулировать экспорт украинских товаров, поддержать космические программы, закупить подвижной состав для «Укрзалізниці», отремонтировать газопроводы, построить новые электростанции и многое другое. Ключевой пункт госпрограммы – поддержка национального товаропроизводителя и реализация политики импортзамещения, пишет forbes.ua
Лишь небольшая доля инвестиций для реализации этих проектов будет привлечена из государственного и местных бюджетов: 46,9 млрд гривен и 13,9 млрд гривен соответственно. Международные финансовые организации предоставят 20,6 млрд гривен, рассчитывают в правительстве.
А вот откуда должны поступить остальные 379,5 млрд гривен (82% от общей суммы) для финансирования инвестиционных проектов, в госпрограмме не детализируется, лишь указывается, что это – «другие источники, в том числе средства, привлеченные под госгарантии». Собеседник Forbes, близкий к министру финансов Юрию Колобову, говорит, что пока до конца не ясно, что это за источники. «Механизмы еще разрабатываются. Единственный известный – госгарантии на сумму 50 млрд через Госбанк развития», – уточняет он.
Как отбирались инвестпроекты для госпрограммы? По словам собеседника Forbes, отбором занималось Министерство экономики, получавшее информацию из регионов.
Губернатор Николаевской области Николай Круглов рассказывает, что для отбора проектов было несколько критериев, среди основных – его эффективность, то есть сроки его окупаемости (в среднем – 3-5 лет). Как отбирались инвестпроекты на местах? «У каждого региона и крупного предприятия есть свои инвестиционные программы, рассчитанные на годы. Среди них мы выбирали проекты, с которыми может помочь государство, и подавали на утверждение в Минэкономики», – добавляет Круглов.
В компаниях, которые будут заниматься реализацией многих инвестпроектов из госпрограммы, рассчитывают на разные источники их финансирования. «Это (3,5 млрд гривен. – Forbes) – средства компании, привлеченные за счет банковских кредитов и других инвестиций. Их возврат частично обеспечивается за счет собственных средств ДТЭК и инвестиционной составляющей в тарифе на электроэнергию», – разъясняет Юлия Шилина, начальник департамента по связям с общественностью ДТЭК.
В некоторых случаях это могут быть кредиты, привлеченные под госгарантии. К примеру, на предоставление гарантий со стороны государства рассчитывает «Мотор Сич», сообщил ее директор по связям с общественностью Анатолий Малыш.
Forbes насчитал более 20 частных компаний, инвестпроекты которых прописаны в госпрограмме. Для их реализации необходимо свыше 30 млрд гривен. Финансирование всех этих проектов предусмотрено как раз по «завуалированной» статье «другие источники, в том числе средства, привлеченные под госгарантии».
На что именно пойдут эти деньги? Больше всего средств – 9 млрд гривен – намерен освоить меткомбинат «Донецксталь» российского бизнесмена Виктора Нусенкиса (37-е место в списке богатейших России) под строительство литейно-прокатного комплекса. 740 млн гривен для разработки отечественных вертолетов планирует привлечь запорожское предприятие «Мотор Сич» народного депутата от Партии регионов Вячеслава Богуслаева (№31 в списке самых богатых украинцев).
В ближайшие два года должны быть модернизированы аэропорты «Одесса» и «Симферополь», контролируемые одесскими бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским. На это пойдет 3,8 млрд гривен.
Крюковский вагоностроительный завод получит госзаказ на производство скоростных пассажирских электропоездов стоимостью 800 млн. В прошлом году из его акционеров вышла группа «ТАС» Сергея Тигипко. Сейчас в числе его владельцев – российский бизнесмен Станислав Гамзалов и бывший глава правления предприятия Владимир Приходько.
Мэр города Лисичанска Луганской области Сергей Дунаев ожидает инвестиций в размере 426 млн гривен для развития производства на своем стекольном заводе «Пролетарий».
Предприятия «Солур» и «Укрспецмет», выпускающие продукцию из алюминия, уже в этом году планируют привлечь 1,1 млрд гривен и 0,5 млрд гривен соответственно на расширение действующих мощностей, запуск производства проката из алюминия и энергоэффективных отопительных приборов. Обе компании подконтрольны семье министра социальной политики Натальи Королевской. «Солур» основан в 2006 году Людмилой Бендюг, матерью луганского бизнесмена Юрия Солода. Солод – супруг Натальи Королевской. Сейчас «Солур» зарегистрирован на лондонскую компанию Solent Systems Ltd. «Укрспецмет» создан в 2000 году Юрием Солодом и Натальей Королевской. Номинальным владельцем компании выступает лондонская Vartex Global Ltd. По данным источника Forbes из окружения министра, эти компании до сих пор подконтрольны семье Королевской. Информацию подтвердили и в руководстве МВД Луганской области.
В госпрограмме есть сразу несколько инвестпроектов по возведению новых тепличных хозяйств. 180 млн гривен для постройки в Тернопольской области теплиц площадью 30 га планирует привлечь фирма «Едем-Ф», которой владеет Мария Фирташ – мать бизнесмена Дмитрия Фирташа, занимающего 16-ю позицию в списке самых богатых украинцев.
196 млн гривен пойдут в Крым на строительство теплиц предприятиями «АПК Авсень» и «Крымтеплица». Первым владеет одессит Андрей Адамовский, вторым – депутат Верховного совета Крыма от Партии регионов Александр Васильев.
На возведение 2,5 га теплиц в Донецкой области будет привлечено 90 млн гривен. Проект реализует предприятие «АПК-Зерноресурс», которое через компанию «Укринвест» принадлежит бывшему министру инфраструктуры, а сейчас – народному депутату от Партии регионов Борису Колесникову (27-е место в списке богатейших) и его супруге Светлане.
Почти 150 млн гривен будут привлечены для постройки новых перронов киевского аэропорта «Жуляны». В марте 2013 года Алексей Яковец, гендиректор «Мастер-Авиа», управляющей аэропортом, заявил, что среди владельцев этой компании нет народного депутата от Партии регионов Юрия Иванющенко. Однако еще в 2011 году сайт «Украинская правда» со ссылкой на Иванющенко сообщил, что он «имеет интерес в фирме, которая арендует аэропорт «Жуляны». По данным единого госреестра предприятий, с 2011 года структура собственности «Мастер-Авиа» не изменилась. Сам Иванющенко отказался говорить на эту тему.
Удастся ли бизнесу реализовать проекты, указанные в госпрограмме, еще не ясно. Первый заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило охарактеризовал принятую правительством госпрограмму так: «Это прогнозный документ, переходящий в декларативные намерения».
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/158064.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua