В каждой отрасли есть компания, в которую стоило бы инвестировать

20 май, 17:10

У инвесторов есть такое понятие как мода: мода на те рынки/виды бизнеса, в которые, по общему мнению, выгодно вкладывать. Если еще пару лет назад таким  "модным местом" называли рынок недвижимого имущества, то сейчас эксперты вовсю вещают об информационных технологиях. Тем не менее, в каждой отрасли есть компания, в которую при возможности стоило бы вложить деньги, уверен украинский инвестор Александр Сорока.

 

В ноябре 2010 года он организовал первое заседание Биржи инвестиционных проектов "STARTUP.UA". Здесь бизнес-идеи имеют шанс стать готовым бизнесом.  Это место встречи предпринимателей, желающих открыть свое дело, и инвесторов, готовых вкладывать. Найти инвестиции – самое главное, говорит г-н Сорока молодым украинцам, мечтающим запустить свой стартап. "STARTUP.UA" – не только посредник между предпринимателями и инвесторами. Проект развивает  собственный фонд-инкубатор и фонд-акселератор. За четыре года работы через Александра Сороку и его единомышленников прошли миллионы инвестиций, сотни проектов получили свою возможность развиваться, тысячи еще ждут свое шанса, пишет ubr.ua

 

UBR.UA расспросил президента биржи инвестиционных проектов "STARTUP.UA" Александра Сороку о том, с чего начинался проект, какие инвестиционные проекты сейчас "в моде" и чего инвесторы боятся как огня.

 

Как возникла идея создать Биржу инвестиционных проектов "STARTUP.UA"?

 

До создания биржи инвестиционных проектов "STARTUP.UA" я занимался собственным бизнесом. Делал разные стартапы, запускал их. Собственно, я всю жизнь запускал какие-то бизнесы: выращивал их, а потом продавал. Но в один момент понял, что надо поставить на поток. Вначале были самостоятельные инвестиции, потом присоединились друзья/товарищи. Позднее я понял, что, в принципе, из этого можно построить бизнес. С одной стороны предприниматели не знают куда бежать. То есть им нужно место, где они могут прийти и презентовать свой проект более широкой аудитории. С другой стороны у инвестора, готового вкладывать реальные деньги, тоже очень узкий выбор. На этом все и заканчивается. Нет какого-то одного места, куда можно прийти и выбрать из большого количества проектов то, что тебе нравится, то что тебе по душе. Вот отсюда такая идея и созрела.

 

В наших планах – развивать рынок стартаперства в Украине, увеличивать количество проектов, находящихся у нас на инкубации. Открыть, может быть, филиал в Силиконовой долине, для того чтобы выводить проекты на западные рынки.

 

За счет чего зарабатывает проект?

 

Мы берем комиссионное вознаграждение от найденных инвестиций. В среднем оно составляет 5%. Объем инвестиций, прошедший через наш проект, измеряется миллионами долларов США. На сегодняшний день средняя сумма инвестиций равна примерно $70 тысяч. Из десяти-двенадцати проектов, представленных на заседании  Биржи, финансирование получают один-два.

 

Сколько проектов зарегистрированы на Вашем проекте? Какова крупнейшая сумма инвестиций получена через Ваш проект?

 

У нас зарегистрировано порядка 1500 проектов, которые на данный момент ищут деньги. Крупнейшую сумму инвестиций получила команда, представившая автомоечный комплекс "Форсаж". Это были $2 миллиона. Сейчас бизнес стабильно работает, но пока еще не вернул вложенные деньги. Этот проект достаточно консервативный. Он не совсем венчурный, где есть большие риски и большие доходы. Автомоечный комплекс находится ближе к показателю дойной коровы: бизнесу, который дает свежий кэш ежемесячно.

 

В какие рынки Вы бы никогда не советовали вкладывать деньги? А какие проекты сегодня на пике популярности?

 

Наверное, таких рынков нет. Я уверен, что в любом бизнесе можно построить великую компанию. И история это подтверждает. К примеру, в Америке на мусоропереработке строились великие компании, зарабатывались миллиарды. Конечно, быстрорастущая отрасль имеет предпочтение. В первую очередь привлекает небольшая стоимость входа и то, что проект очень быстро может получить масштабируемость. Соответственно компания может мгновенно сделать инвестора миллионером или даже миллиардером. На сегодняшний день таким рынком можно назвать информационные технологии: всё что связано с вебом, с мобильными приложениями. Но, тем не менее, история показывает, что в каждой отрасли есть компания, в которую стоило бы вложить деньги, если есть такая возможность.

 

Как насчет рынка недвижимости, который еще пару лет назад считался самым перспективным для инвестиций, но на сегодняшний день утратил лидирующие позиции?

 

Да, есть такое понятие как мода у инвесторов. К примеру, сегодня недвижимость не модна, все её боятся как огня. Но я как раз считаю иначе. Не нужно вкладывать в недвижимость, когда она переоценена. И наоборот, когда все боятся чего-то как огня, надо присматриваться, а нет ли там чего-нибудь хорошего. Сейчас уже нет этой переоценки рынка недвижимости, которая была несколько лет назад. И там, вполне возможно, есть много хороших возможностей. Но так как многие обожглись на этом, то подавляющее большинство смотрит на рынок недвижимости в испуге с круглыми глазами.

 

Поскольку Украина все-таки больше аграрная страна, есть ли спрос на бизнес-проекты в аграрном секторе?

 

Однозначно, в нашей стране имеют перспективу агропроекты. Но и здесь всплывает много вопросов: какая идея будет реализована, какой подход, грамотный ли человек, понимает ли он в этом деле хоть что-нибудь, имеет ли опыт, какая у него команда. Проекты представлены самые разнообразные: от выращивания салата и зеленого лука до совсем нестандартных. Например, одни предлагали выращивать нутрий. Поступало предложение по разведению калифорнийских червяков (в процессе жизнедеятельности калифорнийских червей получают биогумус – отличный заменитель удобрений, – ред.). Но самый безумный проект, из того что я видел, – это проект реинкарнации. Деталей не помню, но предлагалось вложить деньги в разработку технологий реинкарнации человека. Инвестор на такой проект не нашелся.

 

Как стать участником Биржи инвестиционных проектов? С каким пакетом документом нужно приходить на встречу с инвесторами, или достаточно одной гениальной идеи?

 

На Биржу необходимо идти и понимать всю серьезность проекта. В идеале необходимо иметь бизнес-план и презентацию. Как минимум, мы требуем презентацию для того, чтобы выступить на Битве проектов.

 

Есть несколько способов, как прийти на Биржу. Во-первых, у нас есть такое мероприятие как Битва проектов (трехминутная презентация бизнес-проекта перед экспертами, среди которых владельцы и топ-менеджеры ведущих иностранных и украинских компаний, – ред.). Раньше Битва проектов была бесплатной для всех участников, сейчас – условно бесплатна. Со временем мы поняли, что необходимо брать плату за выступление. Это совсем небольшая сумма – несколько сот гривень. Плата приводит в чувство тех, кто не готов к выступлению или пришли с мусорными идеями. Это их немножко сдерживает. А вот те, кто победили на Битве проектов, получают возможность бесплатно выступить на Бирже инвестиционных проектов  перед представителями украинских и зарубежных инвестиционных фондов.

 

Во-вторых, на Бирже инвестиционных проектов  можно выступить за деньги. Но здесь гораздо более серьезные деньги – выступление стоит от $500 до $1 тысячи в зависимости от того на какой стадии проект.

 

В-третьих, некоторые проекты находятся у нас на инкубации. Соответственно если им нужен следующий транш инвестиций –  они приходят на Биржу. То есть освоил полученные деньги, сделали какие-то шаги и нужен следующий транш инвестиций. В нашем фонде инкубации находится целый ряд проектов, получивших одобрение нашей команды. На сегодняшний день там числится проект по производству роторно-поршневых компрессоров, сервис для онлайн-информирования о свободных/занятых местах в заведениях "Stolik.ua", мобильная система лояльности yoCard, проект по строительству быстровозводимых домов, проект по продаже электронных билетов.

 

Но на Бирже проектов представляют и работающие бизнес-проекты? К примеру, жюри рекомендовало проекту по продаже лексборов, которые уже выпустили пробную партию  на рынок, идти не к инвесторам, а в банк за кредитом.

 

Да, проект по продаже и производству лекарственных чаёв, представленный на недавнем заседании Биржи проектов, выпустил уже пробную партию продукта, но чтобы построить бизнес, нужны инвестиции. Банк на этой стадии проекта кредит не даст. Иногда нужно просто расширяться: предприниматели открываются, набирают определенные обороты, но хочется большего, например, докупить оборудование. Вот еще одни пример из Биржи – "Крепость Гетьманов" (гостинично-туристический и ресторанный комплекс на территории историко-архитектурного заповедника "Хотинская крепость", – ред.). Команда потратила $2 миллиона на покупку земли, заложение фундамента, получение проектной документации, а им еще $10 миллионов нужно.

 

Как инвесторы узнают о вашем проекте? Жюри на Бирже – это те инвесторы, которые готовы инвестировать в представленные проекты?

 

Зачастую инвесторы попадают к нам через Битву проектов, СМИ, мероприятия, знакомых, а также социальные сети.  В жюри сидят профессионалы, которые инвестируют начиная от нескольких миллионов долларов. Проекты, представленные на нашей Бирже, для них мелковаты. Но мы их приглашаем как экспертов, чтобы получить профессиональную оценку. А вот аудитория, которая может инвестировать, в основном, сидит в зале.

 

В среднем, сколько времени может пройти от подачи заявки до получения первого транша инвестиций?

 

По-разному. Кому-то выделают деньги в течение месяца, кто-то и год ждет, а кто-то никогда не находит. И таких большинство. После первого знакомства инвестора с проектом необходимо время на due diligence, когда инвестор вникает в проект, в его детали, выясняет интересующие вопросы.  Обычно, меньше двух недель я не встречал. Плюс есть некоторые формальности, среди которых оформление документов, вхождение.

 

Можно ли назвать бизнес-инкубаторы и онлайн-площадки по продаже бизнеса Вашими конкурентами?

 

Если брать в чистом виде, то наша Биржа проектов пока что одна в Украине. Бизнес-инкубаторы (EastLabs, Happy Farm) являются конкурентами тех наших частных инвесторов, которые приходят на Биржу проектов. Потому что они тоже отбирают с рынка часть проектов и инвестируют в них, и таким образом частным инвесторам остается меньше. Есть еще сообщество предпринимателей Дениса Довгополого, но тоже не является прямым конкурентом. Дело в том, что на этом рынке конкуренция достаточно низкая: проектов много, а сама инфраструктура рынка еще очень слабо развита. У инвесторов разные вкусы, поэтому я не считаю, что можно говориться  о сильной конкуренции. Зачастую мы даже просто сотрудничаем друг с другом, советуем, подкидываем проекты. Касательно онлайна, то такие площадки  продают слабо. Ведь пока ты не увидел человека, ты в него не инвестируешь. Это, скорее, как дополнительный инструмент. Но понятно, что у них и близко нет того количества проектов, как у нас.

 

e-finance.com.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/158902.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua