Большая проверка

16 май, 12:43

Министерства полнятся слухами: чиновники спорят о том, что ждет транспортную госмонополию — «Транснефть» — в ближайшем будущем.

В начале мая появились слухи о том, что глава Росимущества Валерий Назаров написал письмо на имя премьер-министра Михаила Фрадкова, в котором предложил объединить государственные трубопроводные компании «Транснефть» и «Транснефтепродукт» с государственным перевозчиком сжиженных газов по железной дороге — «СГ-Транс». Кроме того, на баланс объединенной структуры глава Росимущества якобы предложил передать госдолю в единственном негосударственном нефтепроводе, проходящем по территории РФ, — Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК, 24%), а также госпакет в речном транспортировщике — «Волготанкер» (20%). А вскоре появилась информация о том, что Генпрокуратура вновь открыла дело о незаконной приватизации привилегированных акций «Транснефти» (15% уставного капитала) и что эти бумаги по решению суда арестованы. В министерствах и ведомствах принялись живо обсуждать будущие перспективы компании «Транснефть».

Но, как заявили «Профилю» в Росимуществе, Назаров не писал никаких писем о создании нового транспортного монстра и в ближайшее время делать это не собирается. А в Минэкономразвития и Минпромэнерго сообщили, что никакого письма до сих пор не видели.

Неспокойный хозяйственник
Между прочим, именно Валерий Назаров начиная с прошлого года добивается от «Транснефти» введения более эффективного финансового управления. По сути, Назаров ратует за увеличение доходов государства как акционера компании.

В 2005 году менеджеры «Транснефти» объявили, что прибыль материнской компании будет невелика, так как основные средства останутся на балансе «дочек» и их используют на развитие инфраструктуры. В цифрах это выглядело так: неконсолидированная прибыль «Транснефти» по итогам 2004 года (из нее рассчитываются дивиденды) составила всего 5 млрд. рублей — в три раза меньше, чем в 2003 году, а дивиденды в 750 млн. рублей — в пять раз меньше, чем в 2004-м. В течение почти полугода Назаров блокировал выплату таких скромных дивидендов, добиваясь, чтобы «Транснефть» заплатила не меньше, чем годом ранее. Все это время компания работала фактически без совета директоров, поскольку не могла собрать собрание акционеров, которое должно было утвердить и состав совета, и дивидендную политику. Назаров уступил лишь в конце прошлого года — Минэкономразвития и Минпромэнерго встали на сторону компании.

Но уже в начале 2006 года Росимущество направило в госкомпании, естественно и в «Транснефть», письма, где рекомендовало: менеджеры должны направить на дивиденды не менее 20% чистой прибыли за 2005 год и проследить, чтобы дивиденды были не меньше, чем за 2004 год. Между тем, как уже заявляли представители компании, «Транснефть» пока не планирует увеличивать размер выплат в этом году в сравнении с прошлым периодом.

Кто источник?
Есть две версии по поводу того, кто запустил информацию о письме об объединении компаний.

Первая. По мнению источников «Профиля» в правительстве, инициатором слухов, похоже, было ведомство Германа Грефа.

Возможно, министерство пошло на вброс информации о существовании письма Назарова потому, что готовит некий доклад в правительство, который будет посвящен вопросу создания на базе «Транснефти» новой укрупненной компании по транспортировке углеводородов и нефтепродуктов. По словам источника «Профиля» в МЭРТ, он должен быть готов к середине этой недели. По данным журнала, единой позиции о том, менять структуру активов «Транснефти» или нет, в ведомстве пока не существует. Между тем замглавы департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Александр Гладков заявил, что ничего о подобном докладе не знает, а в пресс-службе правительства на сей счет отказались что-либо уточнять.

Вторая версия. Слух об инициативе Назарова запущен из Минтранса. По словам источника «Профиля» в Минпромэнерго, в последнее время это ведомство, возглавляемое Игорем Левитиным, делает все, чтобы принимать самое активное участие в решении вопросов по транспортировке нефти. Минтрансу подотчетны железные дороги, которые сегодня стремятся увеличить свою долю в транспортировке сырья. Левитин теперь входит в комиссию по доступу к нефтепроводным системам (ее возглавляет глава Минпромэнерго Виктор Христенко), он пролоббировал поправки к закону «О естественных монополиях», которые позволяют государству получать оперативную информацию о поставках нефти и нефтепродуктов через железнодорожные терминалы и речные порты, а также требовать равного доступа к ним для всех компаний (раньше контролировались только трубопроводы). Теперь, как говорит источник, Левитин якобы добивается того, чтобы участвовать в формировании и ежеквартальных графиков поставок жидких углеводородов, которые утверждает Минпромэнерго. В самом Минтрансе на вопросы «Профиля» отвечать отказались.

Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев заявил, что не знает, существует ли письмо Назарова, а также отказался комментировать версии о том, кто может распускать слухи об этом документе.

Генпрокуратура ни при чем
Что касается ареста привилегированных акций «Транснефти», то собеседник «Профиля» в правительстве полагает, что эти события и история с реформированием «Транснефти» никак не связаны. Похоже, государство решило отменить приватизацию этих бумаг, вернув их под свой контроль. Напомним, в 1998 году Генпрокуратурадила дело против прежнего руководства «Транснефти» — бывших президента Виктора Черняева, вице-президента Сергея Землянского и 16 руководителей региональных подразделений компании, которые, злоупотребив служебным положением, присвоили акции на сумму $65 млн. (в ценах 1997 года). В июне 2000 года замгенпрокурора Василий Колмогоров закрыл дело, однако, по словам источника «Профиля», знакомого с ситуацией, это было сделано с нарушениями, и ничего не стоило открыть его вновь, чем в нужный момент власти и воспользовались.

Как бы там ни было, очевидно, что в ближайшее время вокруг «Транснефти» будет немало слухов и споров. Хотя бы потому, что в 2007 году заканчиваются полномочия ее действующего президента — Семена Вайнштока — и появится сменить команду управленцев в компании.

Что могут объединить«Транснефть» объединяет все магистральные нефтепроводы РФ. В 2005 году транспортировала 453,8 млн. тонн нефти. Выручка компании за 9 месяцев 2005 года по МСФО — 135,4 млрд. рублей, чистая прибыль — 41,6 млрд. рублей.

«Транснефтепродукт» объединяет все нефтепродуктопроводы РФ. Выручка за 9 месяцев 2005 года по РСБУ — 8 млрд. рублей, чистая прибыль — 3 млрд. рублей.

«СГ-Транс» занимает более 60% российского рынка транспортировки сжиженного газа, обеспечивает топливом более 42 млн. граждан и около 70% АГЗС. Выручка за 2005 год по РСБУ — 4,46 млрд. рублей, чистая прибыль — 431,96 млн. рублей.

КТК построен для экспорта нефти из Казахстана. В 2005 году компания экспортировала 30,5 млн. тонн нефти.

«Волготанкер» — одна из крупнейших в Европе судоходных речных компаний (353 судна дедвейтом 1,25 млн. тонн). Более 76% акций «Волготанкера» контролируют топ-менеджеры. Выручка компании за первое полугодие 2005 года по РСБУ — 1,3 млрд. рублей, чистый убыток — 866 млн. рублей, налоговые претензии за 2001—2004 годы превышают 3 млрд. рублей.

Екатерина Фокина

Инф. profile


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/16102.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua