17 май, 11:22
С обнародованным в период майских праздников долгожданным проектом свода фискальных законов по странному стечению обстоятельств не успели ознакомиться ни большинство налоговиков, ни министр финансов Виктор Пинзеник. Хотя сам проект Налогового кодекса по версии ГНАУ лишь немного отличается от варианта, принятого Верховной Радой во втором чтении еще в 2002 г.
Разработчики новой версии НК слегка осовременили документ, откорректировав его в соответствии с появившимися за это время налоговыми законами, предложили новые, не всегда экономически обоснованные ставки некоторых бюджетообразующих налогов, а главное — существенно расширили полномочия фискальных органов. Если депутаты проголосуют за этот вариант кодекса, минимизировать налоги с использованием оффшорных и фондовых схем станет гораздо сложнее.
О необходимости объединить в одном документе все законы, регулирующие систему налогообложения, говорят уже не первый год. Самая громкая попытка практически увенчалась успехом в конце 2002 г., когда прежний вариант НК вплотную приблизился к принятию в третьем чтении. Впрочем, украинские бизнесмены и налоговые консультанты объединенными усилиями не позволили подшить в одну книгу все существующие фискальные законы без их существенной корректировки. С тех пор информация о подготовке в недрах ГНАУ единого закона периодически появлялась в ежегодных планах работы и широко комментировалась руководством ведомства. «Новый кодекс должен существенно упростить жизнь плательщикам налогов. Для этого мы готовы серьезно пересмотреть саму систему налогообложения, сделав ее более открытой и понятной», — говорил «ДС» глава ГНАУ Александр Киреев в апреле. Долгожданный проект документа появился на сайте ГНАУ 6 мая. Однако, судя по реакции опрошенных экспертов и фискалов, знакомиться с кодексом они не спешат. «Так, просмотрел его по диагонали, нужно будет потом внимательно прочесть», — в унисон заявили «ДС» высокопоставленный чиновник ГНАУ и несколько экспертов в области налогообложения. И сам куратор ведомства министр финансов Виктор Пинзеник еще не читал последнего проекта НК. Впрочем, в собственном анализе регуляторного влияния нового документа ГНАУ утверждает, что этот «единый консолидированный нормативно-правовой акт даст возможность предупреждать искусственную налоговую убыточность субъектов хозяйствования, создаст единые справедливые и прозрачные правила начисления и уплаты налогов и обеспечит постоянство законодательства в государстве». В проекте НК предлагается снизить ставку НДС до 17% и отказаться от взыскания пени за невозвращенную валютную выручку, которая зачастую превышает сумму самой выручки. На этом предоставляемые бизнесу поблажки заканчиваются.
«Все отрицательные стороны действующей системы налогообложения сохранены, их администрирование, по сути, не изменилось. Кроме того, налогоплательщики неоднократно поднимали вопрос об ответственности ГНАУ перед предпринимателями за неправильные решения. Сейчас при проверках фискалы принимают решения, 60% которых предприятиям удается удачно оспаривать в судах, а затраты бизнеса на судебные разбирательства налоговая не компенсирует, даже административная ответственность чиновника за принятие некорректных решений у нас нигде не прописана», — сетует председатель комитета экономической политики в совете предпринимателей при КМУ Татьяна Зацерковная. По ее словам, проблема с правильным расчетом базы налогообложения новым документом не решается. Вместо этого проект кодекса предлагает создать еще одну кормушку для чиновников. «В случае возникновения конфликта между фискальным органом и субъектом хозяйствования предлагается решать его в уполномоченной Кабмином организации. Получается, что для разрешения спора государство будет обращаться к государству», — грустно констатирует г-жа Зацерковная.
Эксперты усмотрели в документе и еще один неприятный для бизнеса сюрприз — детально прописанное понятие «обычная цена». В действующем законодательстве ему уделен один абзац, а большинство оффшорных схем минимизации налогов построены именно на возможности безнаказанно занижать стоимость экспортных товаров. «Детально прописанный порядок определения так называемой «обычной цены» товара, соответствующей рыночной, дает возможность фискалам перекрыть возможность манипуляций в сфере ценообразования. Кроме того, по предложенным правилам нерезиденты должны будут платить налоги с доходов, полученных из украинских источников во всех случаях. К примеру, сейчас при продаже иностранцем своего бизнеса в нашей стране или акций украинских компаний ему удается обойти налог на репатриацию, если в сделке не принимает участия резидент Украины. Это стандартная схема ухода от налогов в настоящее время», — рассказал «ДС» партнер юридической фирмы «Магистр и партнеры» Олег Марченко.
Богдан Бортаков
Инф. dsnews
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/16209.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua