Горючая перспектива

17 май, 12:52

С плавным удорожанием бензина на украинских АЗС уже смирились все. Участники рынка уныло ссылаются на бесконечный рост котировок на мировых нефтебиржах. Традиционно оптимистически настроенные чиновники даже не пытаются обещать населению снижения цен. Они только ют, насколько подорожает горючее.

В течение весны стоимость высокооктановых бензинов (Аи-92, Аи-95) в рознице возросла в среднем на 15–25 коп./л. Но при нынешних тенденциях на мировых рынках нефти наши чиновники считают сложившуюся ситуацию адекватной и прогнозируют стабилизацию цен на нефтепродукты в ближайшее время. «Хочу подчеркнуть, что правительство приняло меры по стабилизации цен на рынке нефтепродуктов — мы не искали сговоры и не регулировали тарифы, не истребляли конкуренцию на рынке и не запрещали импорт, благодаря чему и достигли ценовой стабильности. Думаю, что до конца текущего месяца цены на нефтепродукты в Киеве расти уже не будут, а по областям могут максимально подтянуться к киевским, но не будут выше», — заявил на прошлой неделе министр экономики Арсений Яценюк. Притом, что стоимость Аи-95 в Киеве колеблется в пределах 3,95–4,2 грн./л и уступает лишь Донецкой, Днепропетровской, Винницкой, Волынской, Житомирской и Запорожской областям, где литр Аи-95 не дешевле 4,1 грн., остальные регионы страны вряд ли с особым оптимизмом могут воспринять прогноз министра экономики (например, в Черниговской области 95-й еще можно найти за 3,85 грн./л).

Правда, об административных методах государство все же не забывает. На прошлой неделе АМКУ распространил сообщение о том, что выявил согласованные действия нефтетрейдеров в некоторых регионах. Например, в Сумской области предприятия синхронно повышали цены до одного уровня. За такие действия в июле–сентябре 2005 г. антимонопольщики оштрафовали ОАО «Сумынефтепродукт», ЗАО «ДП «Укртатнафта», ЗАО «Гефест» и группу «Сумы-Ойл — Калина-ЛТД», которые контролируют более 70% регионального рынка. По данным АМК, сейчас такжеждены дела против 18 предприятий в Донецкой области и против трех — в Сумской. В ближайшее время комитет намерен разобраться в обоснованности последних повышений цен на нефтепродукты. «Притом, что отечественный рынок нефтепродуктов был открыт для импорта еще в минувшем году, по результатам прошлогодней деятельности Лисичанский, Кременчугский и Надворнянский нефтеперерабатывающие заводы имеют признаки монополистов. По нашему требованию к концу мая НПЗ должны предоставить обоснования нынешних установленных цен на нефтепродукты и детальную информацию в отношении объемов производства и реализации. Анализ этой информации покажет наличие или отсутствие нарушений конкурентного законодательства в текущем году», — сообщил на прошлой неделе глава АМКУ Алексей Костусев.

Эксперты объясняют обострение активности комитетчиков стремлением сдержать дальнейший рост цен на нефтепродукты, который сейчас набирает обороты за счет внешних факторов, а не удешевить горючее. Повышение мировых цен на нефть и рост экспортной пошлины на нефть в России с апреля (а также ожидаемое повышение экспортной пошлины в июне с нынешних $186/т до $200/т) скажется на стоимости топлива в полной мере к концу мая, так как украинские НПЗ приступили к переработке подорожавшего сырья только в конце апреля. По оценкам экспертов, с учетом этого фактора стоимость Аи-95 к началу июня может достичь 4,3–4,45 грн./л. Уходящий секретарь СНБО Анатолий Кинах в конце прошлой недели пошел дальше. «Думаю, что литр будет стоить пять гривень или где-то близко. Но не больше», — сказал он.

Но несмотря на негативные тенденции, в ближайшей перспективе правительство не намерено использовать админресурс даже если ситуация усугубится. По мнению Арсения Яценюка, жесткое регулирование приведет к тому, что будет снова создана кризисная ситуация. «Если правительство и будет регулировать, то исключительно экономическими методами, одним из которых может быть определенный дисконт для нефтетрейдеров — при перевозке ГСМ железной дорогой на период наибольшего спроса и наибольшего роста цен. Это нормальный экономический метод, и сейчас мы обсуждаем этот вопрос», — процитировало министра агентство «Интерфакс-Украина». Более того, Минэкономики предлагает ввести пошлины на импорт нефтепродуктов в размере не более 20–25 евро/т, которые станут стимулом для украинских нефтеперерабатывающих предприятий. По всей видимости, правительство просто пытается найти разумный компромисс с местными производителями — пошлины немного снизят уровень ценовой конкуренции, что позволит отечественным предприятиям получить больше прибыли, а взамен чиновники ожидают более сдержанных темпов роста цены на нефтепродукты внутри страны.

В принципе, перспектива ввода пошлин муссируется с самого момента их отмены. В конце 2005 г. парламентарии даже рассматривали законопроект о повышении пошлины до 50–55 евро/т, но не приняли его. Поэтому участники рынка пока не воспринимают данные намерения всерьез. «Компания нормально относится к внедрению всевозможных пошлин на импорт, но при условии, что они вводятся на те нефтепродукты, которые вырабатываются в стране. В противном случае это, по меньшей мере, вызывает удивление. С учетом того, что в ходе принятия решения намерения подвергаются очень большим изменениям, комментировать такие заявления сейчас не корректно», — сообщили «ДС» в ПИИ «Лукойл-Украина». В свою очередь в «Альянс-Столице» (дочернее предприятие ООО «Нефтяная компания «Альянс-Украина») считают, что уровень возможных пошлин поможет выровнять условия для нефтепереработчиков.

Дмитрий Рясной

Инф. dsnews


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/16241.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua