18 май, 15:53
Экономический диалог между Украиной и ЕС всегда был особо чувствительным. Вот и сейчас не успел Брюссель предоставить Киеву поистине выстраданный статус страны с рыночной экономики, как для украинских евроинтеграторов вырисовался новый вызов – предстоящее начало переговорного процесса о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС.
Той самой, возможность создания которой задекларирована еще в четвертой статье Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС (СПС), подписанной в 1994 году (!) году. А выводы первого аналогичного исследования на эту тему, проведенного в 1999 году, подтвердили: такой шаг выгоден для экономики Украины.
Все, что конкретно сделано в этом направлении – обнародован аналитический отчет относительно возможности создания зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом. Эксперты Центра европейских политических исследований в Брюсселе, Международный центр перспективных исследований в Киеве, Институт мировой экономики в городе Киль (Германия), которые выиграли открытый тендер Директората по вопросам торговли Европейской Комиссии на проведение такого исследования, уведомили евросоюзовское и украинское руководство в том, какие возможности существуют в Украине для создания углубленной зоны свободной торговли (ЗСТ).
Это при том, что переговорный процесс на эту тему украинские дипломаты намеревались начать в начале этого года. Более того, начало переговоров в создании Зоны свободной торговли, датированное 2006 годом, значится и в коалиционном документе.
Станет ли этот замысел былью, будет зависеть от того, удастся ли в этом году Киеву прорваться в заветный клуб ВТО. На этот счет брюссельские чиновники до сих пор шутят: “Начиная с 2000 года Украина каждый год до конца года вступает в ВТО”. И хотя юридически, как заверили нас компетентные лица в Еврокомиссии, такая увязка нигде не значится, комиссар Европейского Союза по вопросам внешней политики и политики соседства Бенита Ферреро Вальднер в одном из своих последних интервью в который раз повторила: “Как только Украина присоединится к ВТО, мы начнем переговоры о создании зоны свободной торговли”.
В украинском министерстве экономики, судя по всему, также не готовы всерьез обсуждать эту тему. По крайней мере, такое впечатление сложилось после общения с главой этого ведомства. Министр экономики Украины Арсений Яценюк в интервью “Главреду” лишь скептически заметил, что переговорный процесс относительно создания зоны свободной торговли продлится не менее пяти лет. Впрочем, это и так хорошо, поскольку, помнится, один из его замов как-то говорил, что на это понадобится лет дак десять.
Видимо, в Киеве полагают, что проводить серьезную консультационную работу с группами интересов в то время до вступления во Всемирную торговую организацию, просто нет смысла. Если это действительно так, то скоро мы можем стать свидетелями ситуации, больно напоминающей прошлогоднее принятие ВТОшных законопроектов, когда все делалось в последнюю минуту, а в итоге ы украинской делегации отправились на конференцию ВТО в Гонконге с потухшими лицами.
Однако, прежде чем отечественное Минэкономики осознает важность проведения подготовительной работы на пути создания ЗСТ, мы попытаемся разрушить несколько мифов, активно циркулирующих в отечественных медиа после предоставления Европейским Союзом Украине статуса страны с рыночной экономикой.
Во-первых, статус страны с рыночной экономикой и зона свободной торговли с ЕС не имеют между собой ничего общего. Таким образом, связывать эти два процессы, как в последнее время делали некоторые украинские издания, по крайней мере некорректно.
Во-вторых, если критерии предоставления статуса страны с рыночной экономикой достаточно четкие (их всего четыре), то то, каким образом будет выглядеть будущая зона свободной торговли зависит от целого ряда факторов. А именно - результатов глубинного анализа готовности украинской экономики и ее отдельных секторов к ЗСТ, консультаций с заинтересованными сторонами (или так называемыми группами интересов), во время которых будут обсуждаться позиции этих сторон относительно подобного экономического пространства.
Многое зависит и от дипломатического мастерства наших переговорщиков. Вряд ли для кого является секретом, что у каждой стороны есть свои чувствительные места в экономике, которые она готова оберегать от “экспансии” чужеземных товаров до последнего раунда переговоров. Уже сегодня не трудно предположить, что сельськохозяйственный сектор, скорее всего, будет исключен из зоны свободной торговли, а либерализация некоторых других будет ограниченной. От представительницы генерального директората Еврокомиссии по вопросам торговли Софии Албарран Мунез приходилось слышать, что будущая зона будет охватывать 90-95% торговых отношений между Украиной и ЕС.
На данный момент пок атрудно говорить, о какой именно зоне свободной торговли будет идти речь. Для Украины, конечно, более выгодным является вариант ассиметричной зоны свободной торговли (когда товары с третьих стран ввозятся в ЕС без пошлин фактически сразу же, а с евросоюзовской продукции пошлина снимается постепенно, на протяжении определенного переходного периода).
Экперты, которые работали над отчетом, определились только с тем, что это должна быть углубленная ЗСТ, которая включает в себя не только торговлю товарами, но и услугами. Именно она, по мне нию наших собеседников, позволит удвоить отечественный експерт в ЕС, значительный рост импорта и повышение ВВП Украины на 20-30%. Конечной же целью такого проекта должен стать доступ к внутреннему рынку Евросоюза.
Вообще, рассматривалось несколько вариантов. Один из них - простое и ограниченное соглашение о свободной торговле, которое предусматривает отмену тарифов на торговлю товарами в дополнение к условиям вступления в ВТО. Подписания такого документа достичь куда легче, однако вряд ли эта схема принесет большую выгоду Украине и ЕС.
Главный експерт брюссельського Центра европейских политических исследований Майкл Емерсон в раз говоре с корреспондентом “Главреда” также признался, что обсуждалась возможность создания таможенного союза между Украиной и ЕС на примере Турции. Однако этот вариант отмели по той простой причине, что он якобы не учитывает отношения с третьими странами, в первую очередь с Россией.
Кроме того, в ходе работы упоминалось и присоединение Украины к Европейской ассоциации свободной торговли, в которую, в частности, входят Норвегия и Исландия. Однако, как уверяют наши источники, в данной ситуации неизвестно, какой будет реакция этих стран относительно возможного присоединения Украины. К тому же такой вариант накладывает огромные обязательства на частный сектор и юридических лиц.
В-третьих, зона свободной торговли не является обязательной предпосылкой для вступления в Европейский Союз. Некоторые сегодняшние страны-члены попали в заветный интеграционный клуб и без подобного шага.
Ради справедливости стоит заметить, что Украина также не намерена придерживаться всех этапов экономической интеграции в ЕС, которых всего шесть. Пока что Киев, несмотря на внешнеполитические усилия отечественного МИДа, находится на первом этапе - “до вступления в ВТО”. Второй этап – это присоединение к ВТО. Третий – создание простой зоны свободной торговли, которая предусматривает нулевые тарифы с некоторыми изъятиями (такая модель применяется для стран Южного Средиземноморья). Четвертый – это создание так называемой углубленной зоны свободной торговли. На пятом этапе идет речь о едином рынке, а на шестом - экономическом и таможенном союзе. То есть, Украина намерена из второго этапа (вступление в ВТО) перескочить сразу на четвертый – создание углубленной зоны свободной торговли.
Другое дело, насколько украинские экспортеры способны будут воспользоваться ситуацией. Ведь даже сегодня, провозгласившая курс на интеграцию в ЕС Украина, находится по степени экономической интегрированности намного ниже, чем Беларусь, Азербайджан или Россия. И хотя 95% азербайджанского и 49% белорусского экспорта в ЕС составляют минеральные продукты, но структуру украинского экспорта в Содружество также трудно назвать безупречной: 32% - это недрагоценные металлы и изделия из них, а 25% - все те же минеральные продукты. Кроме того, ЕС имеет зону свободной торговли с Израилем и Палестинской Автономией.
Создание зоны свободной торговли с ЕС особенно актуально для Украины после последнего расширения Евросоюза. После того, как в Евросоюз влились наши западные соседи он стал самым большим торговым партнером Киева, сдвинув с этого почетного места Россию. На долю Брюсселя приходится около 30% в общем торговом обороте Украины. А на пресс-конференции в минувший вторник министр иностранных дел Борис Тарасюк и вовсе окрестил 2005 год рекордным в развитии торгово-экономических отношений между Украиной и Европейским Союзом. Шеф украинской дипломатии исходил из того, что товарооборот между Киевом и Брюсселем достиг рекордной отметки в $24,1 млрд., а украинский экспорт в страны ЕС в 2005 году увеличился на 60%, импорт из стран ЕС в Украину увеличился более, чем на 60%.
В то же время, наши чиновники предпочитают не говорить о том, что доля Украины в общем торговом обороте с ЕС составляет меньше 1% . Есть только два секторы, в которых показатель превышает один процент – это торговля сырыми кожами, а также металлом и сталью.
Среди торговых партнеров ЕС в 2004 году Украина занимала 26 место после Алжира, Саудовской Аравии, Тайваня, Таиланда и Малайзии. На такой же позиции она значилась и в рейтинге главных импортеров с 7,273 млн. евро ( у России – третье место), а среди экспортеров - на 23-м (Россия на четвертом).
Конечно, сегодня достаточно сложно судить о плюсах и минусах создания зоны свободной торговли для украинских производителей – они станут очевидны по завершению переговорного процесса. Однако, уже сейчас не трудно прогнозировать, что некоторые украинские предприятия не смогут выдержать конкуренции. К слову, подобный процесс можно наблюдать на территории сегодняшних кандидатов на вступление в ЕС - Румынии и Болгарии. С другой стороны, создание зоны свободной торговли предусматривает введение прозрачных правил ы и уменьшение вмешательства государства в экономику, что, конечно же, будет содействовать развитию украинского бизнеса.
В прозрачных правилах ы заинтересованы и западные инвесторы. Прошедший год, который начался с настойчивых призывов новой “оранжевой” власти инвестировать в Украину, не оправдал надежд иностранных инвесторов. Скорее наоборот: польские и немецкие компании, которые довольно успешно работали в специальных экономических зонах, были шокированы решением правительства Тимошенко отменить соответствующие льготы. Несмотря на все обещания нового правительства и даже лично президента, эти компании не получили обещанных компенсаций и по сегодняшний день.
Еще целый ряд компаний с Европейского Союза стали жертвами ноу-хау бывшего украинского правительства в налоговом и таможенном законодательстве. Дипломатам многих евросоюзовских посольств в Киеве то и дело приходилось просить украинское Министерство иностранных дел вмешаться в те или иные конфликтные ситуации. Некоторые из них (как-то резкое увеличение пошлины на литовские холодильники Snaige) неоднократно становились темой для разговора в торговом директорате Еврокомиссии. Так что, создание зоны свободной торговли как раз и должно стать тем самым четким сигналом (как любит повторять Виктор Андреевич) для западных инвесторов, что в Украине можно работать по европейским правилам.
Но самое главное даже не в этом: создание зоны свободной торговли с Евросоюзом однозначно выгодно для простых граждан Украины. Хотя бы потому, что наличие такого пространства стимулирует конкуренцию товаров и услуг, улучшая, таким образом, качество любой продукции. Также, по мнению наших собеседников, создание ЗСТ может положительно сказаться на секторе услуг, перевозок и коммуникаций. Другое дело, что с момента подписания или ратификации соглашения о создании зоны свободной торговли пройдет достаточно много времени, пока преимущества существования такого экономического пространства ощутит каждый. Эксперты называют период в пять или даже десять лет.
Так или иначе, сегодня в Киеве не должны забывать, что Албания, Молдова, Грузия и Армения уже являются ами ВТО, а значит - имеют возможность ускорить свой переговорный процесс относительно создания зоны свободной торговли с Евросоюзом. Остаться в одной компании с Беларусью Лукашенко или Ливией Муамара Каддафи – наверняка не самый лучший вариант для евроориентированного Киева.
Александра Булавченко
Инф. glavred
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/16433.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua