Государство озаботилось рекламой пенсионной реформы

19 май, 09:02

Экономически активные граждане почти не думают о будущей пенсии — и негосударственная накопительная система практически не работает, т.е. экономика недополучает инвестиции. Кабмин обязал Минтруда, Госфинуслуг, Пенсионный фонд и облгосадминистрации принять меры по ознакомлению граждан с принципами проводимой пенсионной реформы. Те жалуются, что денег нет. НПФ пока в стороне.

Согласно распоряжению Кабмина №264, госорганы должны добиться широкой информированности граждан о накопительном пенсионном обеспечении — как государственном, так и негосударственном. Для этого они должны будут заказывать сюжеты на радиостанциях и телеканалах, составлять и распространять информационные материалы, проводить разъяснительные семинары и т.д.

Сейчас отдельные меры по просвещению граждан предпринимаются. Однако охватить широкую аудиторию они не могут. Публикации выходят в узкоспециализированных изданиях, телесюжеты и передачи — на каналах с низкими рейтингами. «Определенная работа, конечно, проводится. В 2004 году, после принятия соответствующего закона, мы проводили несколько семинаров и «круглых столов» совместно с НПФ. Регулярно даем разъяснения в прессе — отвечаем на вопросы, которые присылают читатели. Минтруда дает нам видеоролики и дискеты с материалами»,— поделилась с «Эi» замначальника Главуправления труда и соцзащиты населения Днепропетровской облгосадминистрации Валентина Сливная.

Как ни странно, частные пенсионные фонды занимаются маркетингом еще более вяло, чем государство. По данным Госфинуслуг, в течение 2005-2006 гг. около сотни НПФ и компаний, которые их администрируют и управляют активами, распространили всего 64 рекламных материала. Масштабные рекламные кампании учредители НПФ проводить не намерены. Во-первых, они не хотят тратить деньги вкладчиков (такие расходы изымаются из активов НПФ) и тем более собственные. Во-вторых, все «пенсионщики» убеждены, что информировать об НПО должно государство.

В результате более 80% населения практически ничего не знают о том, как вообще работают НПФ. По данным центра «Социс», большинство граждан лучшим способом обеспечения старости считают работу на должностях, которые дают право на повышенную пенсию, и высокую официальную зарплату (хотя постоянное повышение минимальной пенсии нивелирует привязку пенсии к размеру зарплаты.— Авт.). Ответ «отчисления в негосударственный пенсионный фонд» получил самый низкий рейтинг из восьми вариантов. Когда же социологи углубились в познания граждан о системе негосударственного пенсионного обеспечения, выяснилось, что они минимальны. Граждане не хотят идти в НПФ просто потому, что не знают, что это такое.

Поручение правительства могло бы немного исправить ситуацию. «Если бы Кабмин дал денег»,— добавляют чиновники. «Ни в госбюджете, ни в бюджете нашей области средства не предусмотрены,— говорит Валентина Сливная.— Как исполнять это распоряжение, мы решим, когда получим его на руки». Госфинуслуг постоянно жалуется на нехватку средств для выплаты достойных зарплат сотрудникам, и поэтому даже инициирует свое финансирование участниками рынка. Поэтому она позаботится об информированности граждан разве что с помощью иностранных доноров. «Проект USAID/PADСO подготовил для нас два видеоролика о негосударственном пенсионном обеспечении. Эти два ролика мы и будем показывать. Согласно законодательству, государственные телеканалы обязаны размещать социальную рекламу бесплатно,— пояснила «Эi» заместитель председателя Госфинуслуг Валентина Левченко.— Что же касается всевозможных буклетов и брошюр, то мы готовы передать всю необходимую информацию органам, которые определены Кабмином как первые исполнители,— Минтруда, Пенсионному фонду. А они уже должны напечатать их и распространить».

Впрочем, государство должно быть не столько поставщиком информации, сколько пропагандистом. Нужно преломить в сознании граждан представление о пенсии. В прошлом году компания GfK-USM провела социологический опрос, дабы узнать, как население относится к пенсионной реформе. Оказалось, что лишь 36% населения трудоспособного возраста обеспокоены вопросом собственной материальной обеспеченности в старости. Еще меньше — только 25% — планируют предпринять меры для решения этого вопроса. Поэтому если государство в будущем не хочет иметь нищих граждан, дыр в бюджете ПФ и отсутствия длинных денег для инвестиций, его задача — не только проинформировать людей о способах накопления на старость, но и убедить их воспользоваться этими способами.

Инф. e-finance.com.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/16462.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua