Одесские банки грабят пенсионеров
22 авг, 08:03
Коммерческие банки давно приучили пенсионеров получать пенсию по карточкам, а некоторые клиенты «Ощадбанка» до сих пор пользовались сберкнижками. Теперь их тоже переводят на банковские карточки, предлагая при этом дополнительную услугу — возможность воспользоваться кредитом. К сожалению, не все операторы объясняют пожилым людям о деталях подобного кредитования. А главное - не спрашивают, надо ли это клиенту.
О неприятной ситуации, в которую невольно попала одесситка Галина Сидорова, женщина рассказывала нам взволнованно и возмущенно. И, конечно, главным ее желанием было предупредить других пенсионеров - быть внимательнее, когда вам дают подписывать финансовый документ. Чтобы проблем не иметь и спать спокойно.
Пенсионеры не дружат с терминалами
Как и многие пенсионеры Одессы, я получаю свою пенсию через «Ощадбанк». Все сведения о лицевом счете: сколько перечислено, снято, остаток, начисление процента - отражались в сберегательной книжке. Все было просто и понятно. Единственный недостаток – очереди у касс.
С начала 2013 года мне рекомендовали оформить для получения пенсии постоянную карточку, расписав преимущества этого способа. Но главным аргументом было заявление о том, что в ближайшем будущем все расчеты будут производится только по карточной системе, мол, весь цивилизованный мир давно ими пользуется.
Не знаю, как для всего мира, но для многих пенсионеров, с которыми я общаюсь, эта система оказалась не очень удобной. Банкоматы часто не работают из-за неисправности или отсутствия денег, а главное – пожилые люди просто не умеют пользоваться карточками. Признаюсь, к их числу отношусь и я. Если пополнять счет мобильного телефона меня научили случайные прохожие, увидев, как я мучаюсь у терминала, то по поводу снятия денег обращаться к незнакомым людям я остерегаюсь. В таком же положении оказались многие пенсионеры, потому очереди у касс практически не уменьшились. Впрочем, к ним наше поколение привыкло, а вот то, что в банке при получении пенсии нельзя получить информацию о состоянии своего счета — очень неудобно. В этом я убедилась на примере одной знакомой...
Сколько стоит «добавка» к пенсии?
Однажды моя приятельница сообщила, что к ее пенсии добавилось 800 гривен. Обрадованная старушка решила, что государство все-таки начало компенсировать детям войны старые долги. Она сняла деньги и потратила их на подарки внукам. А спустя месяц узнала, что это был овердрафт - кредитная услуга банка. А деньги-то придется возвращать. Да и проценты по овердрафту практически всегда больше, чем по кредитам целевым или с обеспечением (то есть взятым под залог), так как отсутствие обеспечения повышает риск невозвращения кредита.
После погашения долга автоматически предоставляется новый кредит. В принципе овердрафт – дело хорошее, и каждый сам решает, пользоваться им или нет.
Это при условии, если клиент подробно информирован о том, свои или заемные деньги он снимает и какие проценты придется платить по долгам.
О бессоннице и хождении в банк
В июле мне на мобильный телефон пришло три сообщения «Ощадбанка» о необходимости явиться за получением новой пенсионной карточки. Выбрав свободную минуту, я заглянула в учреждение. Без лишних разговоров оператор взяла мой паспорт и код, после чего удалилась. Затем она предложила мне в экстренном порядке подписать несколько листов бумаги, напечатанных мелким шрифтом, который при всем желании я не смогла бы разобрать. Словом, я подписала, не читая, будучи уверена, что мне выдадут экземпляр текста, с которым я познакомлюсь позже. Вместо этого мне выдали карточку (она, как ни странно, была готова заранее), предупредив, что я смогу ею пользоваться только с января будущего года, а пока действительна старая.
На следующий день я все-таки решила узнать, на что же подписалась, но того оператора не было, а никто другой не мог ответить на мои вопросы. В течение недели я «караулила» неуловимого оператора, но она так и не появлялась.
Попытка получить распечатку лицевого счета увенчалась успехом частично, но лишь добавила беспокойства. Сотрудница банка заявила, что может предоставить распечатку только за последние три месяца при условии, если я согласна ждать. Ждать пришлось довольно долго, наконец, распечатка была получена, но она мало что прояснила. Меня интересовало в первую очередь, не залезла ли я в кредит. Сотрудница предположила, что, по-видимому, сумма в углу страницы - и есть овердрафт. Меня удивила странная не «круглая» цифра.
- Возможно, часть суммы сняли из-за того, что вы не пользуетесь кредитом, - предположила служащая банка.
Возможно – значит, вероятен и другой вариант. После недели бессонницы я вновь пришла в банк. На этот раз в зале работала другая сотрудница. Без каких-либо возражений она мне сделала полную распечатку моего лицевого счета с начала открытия карточки. Выходит, все дело не в каких-то объективных обстоятельствах, а в профессионализме и добросовестности сотрудника.
Выяснилось, что сумму, которую приняли за кредит - это остаток за предыдущий месяц, с которого мне ранее сделали распечатку. Овердрафта на моей карточке нет. Юлия Жукова (с удовольствием называю ее фамилию) была настолько любезна, что по своей инициативе провела со мной мастер-класс по обналичиванию карточки.
Почему нельзя подписывать договор «не глядя»?
Оставался вопрос о подписанных, не глядя, документах. Но и эта проблема оказалась легко решаемой. Вечером того же дня мне позвонила заведующая отделением по работе с клиентами и сообщила, что я могу забрать свои бумаги. Это оказался договор «Об открытии и обслуживании счета, выпуске и предоставлении платежной карты».
Я внимательно изучила его и выяснила: что «подписанием этого договора клиент дает разрешение на раскрытие банком третьим лицам... сведений о банковских счетах клиента, его финансово-экономическом состоянии, операциях, которые проведены в пользу клиента и по его поручению. Кроме того, разглашению подлежат сведения, касательно коммерческой деятельности и другая информация, которая в соответствие с Законом Украины «О банках и банковской деятельностью» считается тайной».
И далее: «клиент поручает банку, в договорном порядке, списывать со счета (в том числе за счет неснижаемого остатка) стоимость услуг, насчитанные проценты за пользование несанкционированным овердрафтом».
Юристы утверждают: открытие кредитной карты лицу без его ведома является грубейшим нарушением Гражданского кодекса Украины. Чтобы открыть кредитную карту, нужно заключить договор об открытии банковского счета.
Мой договор оказался спрятанным в середине малопонятного текста, тем не менее, он подписан, а значит, имеет силу. Такая вот ловушка на простаков. Учитывая свой печальный опыт, я хотела бы обратиться к банковским работникам с просьбой выдавать клиенту текст договора для предварительного ознакомления. Чтобы можно было потом получить ответы на возникшие вопросы. И еще хотелось бы иметь на руках дубликат договора на русском языке, ведь сложные финансовые термины только усугубляют восприятие, а никак не разъясняют нюансы отношений «банк-клиент».
Источник
О неприятной ситуации, в которую невольно попала одесситка Галина Сидорова, женщина рассказывала нам взволнованно и возмущенно. И, конечно, главным ее желанием было предупредить других пенсионеров - быть внимательнее, когда вам дают подписывать финансовый документ. Чтобы проблем не иметь и спать спокойно.
Пенсионеры не дружат с терминалами
Как и многие пенсионеры Одессы, я получаю свою пенсию через «Ощадбанк». Все сведения о лицевом счете: сколько перечислено, снято, остаток, начисление процента - отражались в сберегательной книжке. Все было просто и понятно. Единственный недостаток – очереди у касс.
С начала 2013 года мне рекомендовали оформить для получения пенсии постоянную карточку, расписав преимущества этого способа. Но главным аргументом было заявление о том, что в ближайшем будущем все расчеты будут производится только по карточной системе, мол, весь цивилизованный мир давно ими пользуется.
Не знаю, как для всего мира, но для многих пенсионеров, с которыми я общаюсь, эта система оказалась не очень удобной. Банкоматы часто не работают из-за неисправности или отсутствия денег, а главное – пожилые люди просто не умеют пользоваться карточками. Признаюсь, к их числу отношусь и я. Если пополнять счет мобильного телефона меня научили случайные прохожие, увидев, как я мучаюсь у терминала, то по поводу снятия денег обращаться к незнакомым людям я остерегаюсь. В таком же положении оказались многие пенсионеры, потому очереди у касс практически не уменьшились. Впрочем, к ним наше поколение привыкло, а вот то, что в банке при получении пенсии нельзя получить информацию о состоянии своего счета — очень неудобно. В этом я убедилась на примере одной знакомой...
Сколько стоит «добавка» к пенсии?
Однажды моя приятельница сообщила, что к ее пенсии добавилось 800 гривен. Обрадованная старушка решила, что государство все-таки начало компенсировать детям войны старые долги. Она сняла деньги и потратила их на подарки внукам. А спустя месяц узнала, что это был овердрафт - кредитная услуга банка. А деньги-то придется возвращать. Да и проценты по овердрафту практически всегда больше, чем по кредитам целевым или с обеспечением (то есть взятым под залог), так как отсутствие обеспечения повышает риск невозвращения кредита.
После погашения долга автоматически предоставляется новый кредит. В принципе овердрафт – дело хорошее, и каждый сам решает, пользоваться им или нет.
Это при условии, если клиент подробно информирован о том, свои или заемные деньги он снимает и какие проценты придется платить по долгам.
О бессоннице и хождении в банк
В июле мне на мобильный телефон пришло три сообщения «Ощадбанка» о необходимости явиться за получением новой пенсионной карточки. Выбрав свободную минуту, я заглянула в учреждение. Без лишних разговоров оператор взяла мой паспорт и код, после чего удалилась. Затем она предложила мне в экстренном порядке подписать несколько листов бумаги, напечатанных мелким шрифтом, который при всем желании я не смогла бы разобрать. Словом, я подписала, не читая, будучи уверена, что мне выдадут экземпляр текста, с которым я познакомлюсь позже. Вместо этого мне выдали карточку (она, как ни странно, была готова заранее), предупредив, что я смогу ею пользоваться только с января будущего года, а пока действительна старая.
На следующий день я все-таки решила узнать, на что же подписалась, но того оператора не было, а никто другой не мог ответить на мои вопросы. В течение недели я «караулила» неуловимого оператора, но она так и не появлялась.
Попытка получить распечатку лицевого счета увенчалась успехом частично, но лишь добавила беспокойства. Сотрудница банка заявила, что может предоставить распечатку только за последние три месяца при условии, если я согласна ждать. Ждать пришлось довольно долго, наконец, распечатка была получена, но она мало что прояснила. Меня интересовало в первую очередь, не залезла ли я в кредит. Сотрудница предположила, что, по-видимому, сумма в углу страницы - и есть овердрафт. Меня удивила странная не «круглая» цифра.
- Возможно, часть суммы сняли из-за того, что вы не пользуетесь кредитом, - предположила служащая банка.
Возможно – значит, вероятен и другой вариант. После недели бессонницы я вновь пришла в банк. На этот раз в зале работала другая сотрудница. Без каких-либо возражений она мне сделала полную распечатку моего лицевого счета с начала открытия карточки. Выходит, все дело не в каких-то объективных обстоятельствах, а в профессионализме и добросовестности сотрудника.
Выяснилось, что сумму, которую приняли за кредит - это остаток за предыдущий месяц, с которого мне ранее сделали распечатку. Овердрафта на моей карточке нет. Юлия Жукова (с удовольствием называю ее фамилию) была настолько любезна, что по своей инициативе провела со мной мастер-класс по обналичиванию карточки.
Почему нельзя подписывать договор «не глядя»?
Оставался вопрос о подписанных, не глядя, документах. Но и эта проблема оказалась легко решаемой. Вечером того же дня мне позвонила заведующая отделением по работе с клиентами и сообщила, что я могу забрать свои бумаги. Это оказался договор «Об открытии и обслуживании счета, выпуске и предоставлении платежной карты».
Я внимательно изучила его и выяснила: что «подписанием этого договора клиент дает разрешение на раскрытие банком третьим лицам... сведений о банковских счетах клиента, его финансово-экономическом состоянии, операциях, которые проведены в пользу клиента и по его поручению. Кроме того, разглашению подлежат сведения, касательно коммерческой деятельности и другая информация, которая в соответствие с Законом Украины «О банках и банковской деятельностью» считается тайной».
И далее: «клиент поручает банку, в договорном порядке, списывать со счета (в том числе за счет неснижаемого остатка) стоимость услуг, насчитанные проценты за пользование несанкционированным овердрафтом».
Юристы утверждают: открытие кредитной карты лицу без его ведома является грубейшим нарушением Гражданского кодекса Украины. Чтобы открыть кредитную карту, нужно заключить договор об открытии банковского счета.
Мой договор оказался спрятанным в середине малопонятного текста, тем не менее, он подписан, а значит, имеет силу. Такая вот ловушка на простаков. Учитывая свой печальный опыт, я хотела бы обратиться к банковским работникам с просьбой выдавать клиенту текст договора для предварительного ознакомления. Чтобы можно было потом получить ответы на возникшие вопросы. И еще хотелось бы иметь на руках дубликат договора на русском языке, ведь сложные финансовые термины только усугубляют восприятие, а никак не разъясняют нюансы отношений «банк-клиент».
Источник
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/164726.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua