Рынок с нереализованным потенциалом: автомасла в Украине

29 авг, 17:30

Украина принадлежит к первой десятке стран Европы по потреблению автомасел – её доля потребления в Европе составляет почти 4%. Поэтому рынок масел для автомобильного транспорта является достаточно перспективным. Однако наряду с положительными тенденциями, на исследуемом рынке присутствуют и негативные.

 

Александр Ткачев, начальник отдела инвестиционного анализа Аналитического департамента компании Pro-Consulting, специально для UBR.UA , пишет ubr.ua

 

Для начала, необходимо понимать классификацию и сферу применения автомобильных масел. Их можно разделить на два типа: моторные и трансмиссионные. В Украине, как и в других странах, наибольший объем потребления приходится на сегмент моторных масел (около 90% в натуральных показателях).

 

Моторные масла — масла, применяемые для смазывания поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания. В зависимости от назначения, они подразделяются на масла для бензиновых и дизельных двигателей, а также универсальные моторные масла. По вязкости масла разделяются на летние, зимние, всесезонные. По составу базового масла можно разделить на синтетические, минеральные и частично синтетические.

 

Трансмиссионные масла – масла, служат для смазывания коробок передач, раздаточных коробок, механизмов рулевого управления и дифференциалов. Масла данного типа должны обладать хорошими противоизносными свойствами, характеризоваться низкой температурой застывания, обладать хорошей термической и термоокислительной стабильностью, а также высокой стабильностью при хранении. Они также должны минимально воздействовать на уплотнительные материалы, не допуская их разрушения, иметь хорошие антикоррозионные свойства и не содержать механические примеси и воду.

 

В целом, рынок автомасел в Украине в последнее время демонстрирует негативные тенденции развития, не смотря на высокий потенциал. Наибольший объем его был зафиксирован в 2008 г., когда в натуральном выражении он составил 294 тыс. тонн. Такой объем был вызван, в основном, значительным увеличением импортной продукции на рынке, которая составила 154,1.

 

Однако, уже в 2009 – 2010 гг. в связи с уменьшением доходов потребителей, появлением на рынке масел с большим сроком службы и сокращением интервала замены масел, наблюдается сокращение потребления, значительное падение можно отметить в 2009 г. (на 47,8% в натуральном выражении). При этом сократилась и доля импортной продукции на рынке.

 

Несмотря на выход экономики страны из кризиса, в 2011 г. объемы рынка увеличились незначительно на 1% до 143,9 тыс. тонн.

 

По итогам 2012 года емкость рынка снизилась на 10% до 129,5 тыс. тонн. При этом значительно уменьшилась доля отечественной продукции на рынке. Если в 2006 г. она составляла 54,3% в натуральном выражении, то на сегодняшний день фактически в 2 раза меньше – 25,4%.

 

Рассматривая ситуацию с ценами на автомобильные масла, стоит отметить их ежегодных рост, при этом на готовые масла медленнее, нежели на сырье. Производители вынуждены идти на уменьшение собственной прибыли по причине высокой конкуренции на рынке. В первую очередь,  наибольшая конкуренция наблюдается со стороны импортеров, которые удерживают большую часть рынка. Как утверждают операторы, на сегодняшний день, для них важнее не показатели прибыли, а стабильное положение компании на рынке и ее рыночная доля. При этом, отмечается тенденция к сближению цен импортных и отечественных производителей.

 

Прогнозирование объемов рынка автомобильного масла достаточно сложно, в связи с нестабильностью экономической ситуации в стране. Так, в 2008 году наблюдались высокие объемы импорта, когда импортеры ввозили автотовары в расчете на растущий рынок и растущие цены на рынке. Проведенная в 2008 году девальвация гривны и снижение благосостояния населения привели к снижению импорта как в 2009, так и в 2010 году. При этом, по мере роста  потребительского спроса, уже в 2011 году емкость рынка значительно выросла за счет роста импорта. В ближайшие годы ожидается постепенный рост объемов рынка, в первую очередь за счет импортной продукции. А на темпы роста рынка будут влиять темпы восстановления экономики Украины, а также темпы расширения парка автомобильного транспорта основными потребителями.

 

e-finance.com.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/164783.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua