19 май, 14:40
Известно, что великие империи — Российская, Римская, империя Александра Македонского и другие — развалились, так как были созданы насильственным путем. В Содружество Независимых Государств хоть никого и не загоняли насильно, но все же его можно назвать своего рода империей на постсоветском пространстве, внутри которой что-то пошатнулось.
Разговоры о нецелесообразности существования СНГ постепенно вытесняют на задний план даже другие важные наболевшие экономические проблемы. В какой-то степени Содружество Независимых Государств было создано искусственно. Ведь не будь когда-то Советского Союза, никому бы и в голову не пришло создавать такую организацию, как СНГ. Но, как говорится, это — дело прошлое...
А сейчас, пока мы еще ы Содружества, попробуем разобраться, что же именно дало повод вступать в весьма непростую у. Непростую лишь потому, что на данный момент тяжело подсчитать все «за» и «против» выхода нашей страны из этого объединения. Итак, подобьем дебит с кредитом...
Минус СНГ и что?
Перед тем, как искать негативную сторону медали в эффективности функционирования СНГ, следует прийти к общему знаменателю в виде ответа на поставленный вопрос: что же именно дало повод говорить о том, что такое великое объединение, как Содружество Независимых Государств, по словам высокопоставленных чиновников, вдруг стало без надобности и потеряло свою привлекательность?
Статья первая Договора о создании Экономического союза, который является основополагающим документом СНГ, предусматривает международно-правовые принципы, которые на данном этапе мало соблюдаются или не соблюдаются вовсе. К примеру, принцип невмешательства в дела друг друга. Даже смешно становится! Это чтобы Россия не вмешивалась в наши дела, а мы в свою очередь — в ее?.. Чего стоит второй принцип о мирном разрешении споров и неприменении любых видов экономического давления в отношениях друг с другом. А как же газовое давление, которое обострилось до предела. Сейчас уже речь идет не 95 долларах за кубометр поставляемого нам газа из России, а о цене в 230 долларов! Мы тоже молодцы — если цены на газ повысятся, Украина поднимет цену за транзит. Во сколько же тогда, интересно, обойдется пребывание Российского Черноморского флота на нашей территории? О каком принципе неприменения любых видов экономического давления вообще может идти речь? Вот и выходит, что Содружество создали, а правила не выучили.
Подписывая данный Договор, стороны в статье 5 согласились на «последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных и всех иных равнозначных им по своим последствиям ограничений». Вот вам пожалуйста — снова нарушение: совсем недавно Россия повысила пошлины на импорт украинских труб.
Как ни крути, а украинская и российская экономики связаны кровными узами. Наибольший объем украинских товаров сейчас поставляется в Россию. Таким образом, когда наша страна решит развязать себе руки, то может очутиться на пороге экономического кризиса. И немудрено, ведь в Европу тот объем отечественных товаров, ранее предназначавшихся Российской Федерации, не пойдет по одной простой причине: мы пока еще не доросли ни с точки зрения качества, ни цен. Конкурировать с европейскими товарами нам просто не по силам. И куда в таком случае мы будем девать предназначенный для импорта объем товаров, тоже никто не просчитал.
Не просчитали пока и еще один важный для нашей страны момент. Если учесть, сколько украинцев сейчас выезжает на заработки, а то и постоянно работает в России, то даже трудно предположить, каков будет уровень безработицы после выхода Украины из Содружества. А те люди, которые задействованы в производстве мясомолочной продукции, хлеба и других пользующихся спросом у наших соседей товаров, выходит, тоже окажутся в минусе.
После неоднократных демонстративных заявлений украинских чиновников по поводу выхода из СНГ о том, что наша страна, якобы, должна формировать равноправные взаимовыгодные отношения со своими партнерами и, главное, при этом уметь защищать свои национальные, экономические и политические интересы и так далее и тому подобное, россияне, в свою очередь, тоже молчать не станут: делайте, мол, что хотите, но жизнь мы вам все же усложним. Жизнь — это, конечно, громко сказано, а вот въезд в страну — это точно! Директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский уже предупредил, что «спектр возможностей у Москвы в этом контексте очень широк. В России работают около двух миллионов украинцев, и в первую очередь российская сторона может ввести визовый режим». Так что, судя по накопившимся минусам выхода Украины из СНГ, становится понятно одно: пороть горячку пока не стоит. Как говорится, поспешишь — людей насмешишь...
ЗА деСНГизацию
Тем, кто следит за внешнеполитической ситуацией в стране по обрывкам новостей, схваченных между приемом пищи и просмотром кинофильма, трудно разобраться, ради чего Украине стоит размахивать красной тряпкой перед своим «стратегическим партнером», крепко держащимся за роль регионального лидера СНГ. Как правило, инициаторы идеи показать характер и топнуть ножкой в качестве основного аргумента выдвигают тезис о недееспособности Содружества, которое в последние годы ничем, кроме как экономическими конфликтами и войнами, не плодоносит. Мнение о том, что СНГ — отмирающий проект, от которого нам нет никакой пользы, народ услышал и усвоил. Его озвучили большинство политологов, политиков и государственных деятелей. Последние пообещали подсчитать плюсы и минусы выхода из этого проекта, но, если негатив и так очевиден, то о позитиве пока слышно мало.
Сказать что-нибудь более весомое, чем то, что этим шагом Киев попытается поднять свой международный статус и подчеркнуть независимость от братского народа, трудно. Теоретически очередное отстранение от России может повлиять на сокращение сроков вступления страны в ВТО, ЕС и НАТО, но произойдет ли это практически? В теории можно говорить и о том, что таким способом мы завоевываем политическую и экономическую независимость, но практика показала, что избавление от одной зависимости моментально приводит к появлению другой. Остается единственная практическая выгода: отказ от участия в СНГ сохранит Украине целый миллион долларов, ежегодно выделяемый Киевом на нужды Содружества. Заместитель министра иностранных дел Украины Владимир Огрызко уже предложил использовать эти деньги с большей эффективностью для государства. Что ж, не густо. В отличие от той, в которую собирали минусы, корзинка с позитивом особо урожайной пока не стала.
Вместо выхода — тупик
После недолгой вспышки антиэсэнгэшной активности стало ясно: не то, что хлопнуть дверью, даже тихонько прикрыть ее за собой сейчас не получится. По логике, отказываясь от чего-либо, нужно иметь ему достойную замену, а запасной аэродром оказался не подготовлен. Идти Украине, как быстро выяснилось, некуда. Открыть путь в ЕС путем заявлений об отказе участия в СНГ не удалось: на теплоту отношений с западными партнерами это не подействовало. В результате, проконсультировавшись с Тбилиси и выслушав устрашающие угрозы Москвы, Киев пошел на попятную.
Из последних публичных заявлений украинских политиков стало очевидно, что в ближайшее время брать на себя ответственность за вывод страны из Содружества никто не намерен. В первой декаде мая Украину облетела новость о том, что курс на выход из Содружества уже не актуален. «Этот вопрос даже не обсуждается», — заявил недавно руководитель Министерства иностранных дел Украины Борис Тарасюк, добавив, что решение о выходе из Содружества еще никто не принимал. В этой же тональности прозвучало заявление главы внешнеполитического ведомства Грузии Геллы Буджуашвили, сославшегося на то, что в СНГ еще есть государства, с которыми и Грузия, и Украина имеют стратегические отношения. А значит, вопрос выхода из него надо обсуждать крайне взвешенно. Тут же исчезла решительность из выступлений украинских политологов, заявивших, что бросать вызов России нет смысла. «Экспериментировать на стране в этой ситуации в высшей степени неправильно. Это могут себе позволить только безответственные политики», — дипломатично высказался политолог Михаил Погребинский. И добавил: «Думаю, Президент Ющенко не готов к такого рода решениям».
Так что вопрос о стве Украины в СНГ незаметно сменил формулировку: вместо «что нам даст выход из Содружества?» — «что принесет сохранение участия в нем?». Министерство иностранных дел в свою очередь заявило об анализе этих перспектив. «Мы изучаем целесообразность нашего участия в СНГ, эффективность использования СНГ в отстаивании наших национальных интересов. Прежде всего, наших экономических интересов. До завершения этого процесса рано говорить об итогах анализа», — сообщил пресс-секретарь МИД Украины Василий Филипчук.
Войти с другого входа
Сошлись на том, что убивать тяжело больного нет смысла. Но как с ним быть? Следуя советам одних политологов, стоит отбросить накопившуюся усталость и посидеть у его постели до конца. По рекомендациям других — главное, не бросать его сейчас, а придется ли тянуть до последнего, время покажет. Судя по всему, мы остановились на втором, менее обязывающем, варианте. Пути к отступлению пока не отрезаны (от реализации планов по выходу из Содружества, вынашиваемых не один год, вслух никто не отказался), однако страна двигается по выбранному ранее курсу, т. е. в направлении СНГ. Правда, воспользовавшись правом «разочарованной и неудовлетворенной» и сделав шаткую попытку диктовать свои условия, попыталась зайти с другого, более «главного» входа.
За отказ от предыдущих намерений уйти Украина ждет реформирования отношений внутри СНГ, иными словами, больших прав. В формулировке секретаря СНБО Анатолия Кинаха это прозвучало так: «Необходимо существенно повышать экономические результаты деятельности СНГ таким образом, чтобы формировать равноправные, двусторонние, многосторонние условия сотрудничества». «Мы за такое СНГ», — подчеркнул он. От официальной Москвы был получен ответ: целью РФ в поисках оптимальной модели взаимодействия в пространстве СНГ является создание оптимальной экономической системы. В МИД Украины с удовлетворением восприняли этот сухой тезис, подчеркнув, что наша позиция в этом вопросе аналогична. На этом и сошлись: Украина стремится отстоять право на то, чтобы принимать конструктивное участие в деятельности Содружества и отстаивать свои экономические интересы, периодически напоминая о необходимости создать зону полноценной свободной торговли. Москва положительно кивает, но не дальше этого.
В общем, двери, ведущие к выходу из СНГ, поиски которых активизировались после мартовского заявления Президента Украины, в течение уже почти двух месяцев остаются не найденными. И, судя по всему, их поиск будет осуществляться так же быстро и слаженно, как и остальные судьбоносные для страны процессы, к примеру, формирование парламентской коалиции.
Елена Будник, Алиса Юрченко
Инф. cn
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/16570.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua