В Киеве машины будут заправлять спиртом

03 окт, 03:03

Согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов», с начала следующего года биоэтанол в бензине будет узаконен. Но большинство экспертов склоняются к мысли о неготовности отечественного рынка, авто- и мотопарка, и самих производителей к столь решительному переходу на альтернативные рельсы.
 
История вопроса
 
Принятые в прошлом году поправки к Закону Украины «Об альтернативных видах топлива» должны были снизить импортозависимость в энергетической сфере, стимулировать отечественную нефтепереработку, способствовать развитию и стабильности работы агропромышленного комплекса, созданию новых рабочих мест, улучшению экологической ситуации и снижению цен. За пример брали опыт Бразилии, где в результате введения обязательного смешивания бензина со спиртом уже в 2011 году доля автомобилей, потребляющих бензин с содержанием 25 % биоэтанола, составляла 50 % , а к 2020 году ее планируется довести до 86%. Об этом пишет "Правительственный курьер".
 
В июне 2012 года Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов», которым была введена норма о добавлении в бензины моторные в рекомендательном порядке 5 процентов биоэтанола. За 2014-2015 годы эта норма должна стать обязательной. С 2016-го обязательное содержание биоэтанола в бензинах моторных, производимых и / или реализуемых на территории Украины, должно составлять не менее 7 процентов.
 
Сразу после принятия этого закона вокруг его положений развернулась дискуссия. Так, на ежегодной конференции Petroleum Ukraine сторонники «биоэтанольной революции» аргументировали ее актуальность готовностью украинских производственных мощностей наращивать выпуск биоэтанола и наличие достаточного количества сырья для его производства.
 
- Сегодня емкость рынка биоэтанола составляет около 120 тысяч тонн в год, или 10 000 тонн в месяц. Если считать недостроенные мощности, то общий годовой объем биоэтанола может достичь 340 тысяч тонн. А сырья для производства биоэтанола - мелассы в стране больше чем нужно, - такое мнение высказал генеральный директор группы компаний «Техинсервис» Игорь Щуцкий.
 
О соответствии бензина с «альтернативной примесью» техническим параметрам двигателей опасений тоже не возникало. По словам представителя компании Innospec, которая производит химикаты для горючего, Андрея Пушака, никакой разницы между обычным бензином и бензином с добавлением биоэтанола нет. «Энергетика и динамика сохраняется, смазочные и антиокислительные свойства - тоже».
 
Но есть и те, кто менее оптимистично оценивают перспективы обязательной «биоетанолизации» бензина. Гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко отметил, что существуют проблемы, с которыми придется столкнуться, используя топливо с содержанием биоэтанола.
 
В частности ухудшения эксплуатационных свойств, уменьшение надежности работы двигателя, увеличение выбросов загрязняющих веществ.
 
В свою очередь директор «Консалтинговой группы А - 95» Сергей Куюн утверждает о всесторонней неготовности отечественного рынка топлива к нормам об обязательном добавлении к бензину 5 -процентной биоэтанольный составляющей.
 
- Выполнение закона невозможно. При потреблении около 5 млн. тонн бензина в год необходимо 250 тысяч тонн этого компонента. Одновременно его производство в Украине ожидается на уровне 50-60 тысяч тонн, по самым оптимистичным оценкам - 100 тысяч тонн. Но суммарный необходимый объем биоэтанола составляет не менее 300 тысяч тонн, тогда как в 2014 году мы будем иметь не более 100 тысяч тонн биокомпонента собственного производства. Напомню, что на этапе разработки законопроекта спиртовики уверяли, что его стоимость не будет превышать 6-7 гривен, но сейчас цена уже достигла 12 гривен за литр, а если норма об обязательном добавления вступит в силу, она достигнет 20 гривен за литр. Так о каком снижении цен речь? Не менее важным является качество топлива. Фактически закон открывает путь к «смешиванию» нефтепродуктов на каждой нефтебазе. Кто обеспечит качество, проконтролирует количество, уплату налогов? Сейчас государство недополучает колоссальные суммы акцизов по нефтепродуктам из-за большого теневого сектора, а потребители жалуются на качество топлива. Уверен, эти проблемы вырастут в разы, если бензин начнут «бодяжить» на каждом шагу, - считает эксперт.
 
Спеши не торопясь
 
Новый законопроект, который поступил в Верховную Раду, призван снизить потенциальные вышеупомянутые риски. Его авторы предлагают исключить из перечня предприятий, которые будут обязаны добавлять биоэтанол, производителей бензинов для экспорта и поставщиков топлива по импорту, оставив эту норму для выполнения только отечественными нефтеперерабатывающими заводами.
 
«Ввиду того, что отечественное производство бензинов моторных последнее время составляет 1-1,5 миллиона тонн в год, для обеспечения реализации предложенной законодательной нормы необходимо 50-70 тысяч тонн биоэтанола в год, что полностью загрузит отечественных производителей биоэтанола в ближайшие годы и время не приведет к кризисным явлениям на украинском рынке нефтепродуктов», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
 
Член Комитета Верховной Рады по ТЭК Сергей Пашинский, комментируя эту законодательную инициативу, высказался за отмену обязательного добавления биодобавок в нефтепродукты. «Создается впечатление, что эту норму сначала приняли, чтобы загрузить производителей биодобавок и создать спрос на их продукцию. Теперь же выясняется, что не все машины могут ездить на бензине с биоэтанолом, и еще и создаются сложности с появлением двух видов продукции на рынке», - пояснил нардеп.
 
И хотя новый законопроект также вызвал немало дискуссий среди участников рынка, на этом этапе эксперты называют его продуктивным.
 
- Идея о постепенном переходе на «спиртовое» топливо, которая фактически предусмотрена в законопроекте депутата Зарубинского, очень продуктивна. На первом этапе, учитывая недостаток биоэтанола и соответствующего опыта, надо поручить производство таких бензинов украинским нефтеперерабатывающим заводам. Они имеют все технологические условия, лаборатории для цивилизованного производства и контроля качества продукции. По мере увеличения предложения биоэтанола норму об обязательном добавлении можно будет распространить на весь рынок, - считает Сергей Куюн.
 
Источник

Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/167143.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua