Равноценный обмен: непредвиденная Россия на неуверенную Германию

23 май, 12:17

Авиационная гордость Украины может быть спасена. Проект украинского военно-транспортного самолета Ан-70 заинтересовал Германию. Правда, реальных масштабов этого интереса пока не знает никто. Но первый камень заложен – создатели самолета – Авиационный научно-технический комплекс им. О. Антонова уже провели переговоры с немецкими самолетостроителями и представителями германского правительства. Хотя не стоит забывать, что Германия однажды уже принимала участие в программе.

Участие с умыслом
Германия заявила о своем участии в проекте Ан-70 в самом начале его реализации (еще во времена Советского Союза). Тогда европейская страна намеревалась выступить третьим участников перспективной программы. При этом немецкие эксперты очень высоко отзывались о технических характеристиках самолета и дали положительное заключение о его возможностях. Однако некоторые политические моменты, связанные, по мнению экспертов, с причислением нашего государства к «политически непредвиденным» странам, не позволили тогда Германии присоединиться к проекту; в итоге круг его участников ограничился Россией и Украиной.

Германия также стала участником проекта, но уже европейского, и теперь она вместе с Францией, Англией, Испанией, Турцией, Бельгией, Португалией и Люксембургом создают аналогичный Ан-70 военно-транспортный самолет А400М (по слухам, это точная копия Ан-70, срисованная предприимчивыми европейцами с проекта нашего самолета в ходе изучения возможностей присоединения к программе).

Однако, судя по просачивающейся время от времени в прессу информации, дела у этой программы далеки от успешных. Возможно, именно этот фактор повлиял на Германию и заставил ее повторно рассмотреть возможность своего участия в проекте Ан-70. И не только ее. В свое время средним военно-транспортным самолетом активно интересовались Франция и некоторые страны арабского мира. Чехия пошла дальше – подписала с Россией соглашение о намерении приобрести серийные экземпляры машины, правда не за «живые» деньги, а в счет долгов российского правительства. На этом все и завершилось.

Серийное производство Ан-70 налаживается очень тяжело, в основном из-за ограниченных финансовых ресурсов, а в случае с российским ПО «Полет» – из-за их отсутствия.

Государственными заказчиками самолета остаются министерства обороны РФ и Украины. Однако потребность ведомств в этом самолете, учитывая состояние программы, скорей всего, будет в ближайшее время откорректирована в сторону уменьшения (в соответствии с расчетами, потребность Украины в самолете составляет 65 единиц, России –164 единицы). Уже сейчас представители оборонного ведомства Украины говорят о реальном строительстве всего двух самолетов для Вооруженных Сил страны.

Россия – партнер проблемный…
Об отношении России к совместному проекту Ан-70 не писал разве что ленивый. Россия, точнее, ее официальные представители никак не могут определиться – они с нами или против нас. И на каждое заявление кого-то из правительства РФ о том, что совместному проекту ничто не угрожает и сосед никоим образом не намерен его покидать, находится кто-то из военных, чье мнение кардинально противоположно. Наиболее нетерпимым отношением к совместному авиационному проекту отличается главнокомандующий ВВС России генерал Владимир Михайлов. Поговаривают, что его активное невосприятие Ан-70 имеет четкую мотивацию – лоббирование российских самолетов Ил-76, модификацию которых предлагается принять на вооружение вместо военно-транспортного Ан-70.

Правда, украинскую сторону, похоже, это мало интересует – уже привыкли. Как подчеркивает генеральный директор Киевского авиазавода «Авиант» Олег Шевченко, комментируя заявления главкома российских ВВС В. Михайлова о том, что самолет Ан-70 России не нужен, они не повлияют на производственную составляющую процесса. Руководители российских предприятий, участвующие в кооперационном производстве Ан-70, поддерживают строительство самолета, говорит он, и никакие политические заявления не могут помешать этой поддержке. Украина и Россия договорились вести серийный выпуск машин одновременно. Мы – на Киевском заводе «Авиант», соседи – на самарском заводе «Полет».

Стоит заметить, что Украина, хоть и полагается на Россию, но подстраховываться не забывает и уже давно активно ищет надежного партнера для проекта. Не секрет, что этим проектом, как не имеющим аналогов в мире, интересуются многие страны – но мало кто заводит разговор о полноправном участии. Отечественные эксперты говорят, что реальный интерес со стороны возможных инвесторов может появиться не раньше, чем Украина примет на вооружение хотя бы одну единицу военно-транспортного самолета и его эксплуатация докажет эффективность и уникальность АН-70.

Но для того, чтобы военные смогли испробовать возможности новой боевой единицы, ее нужно создать. А для этого необходимы деньги. С ними не складывается ни у Украины, ни у России. Украинский госбюджет ежегодно выделяет на строительство Ан-70 не более 45 млн. грн. Госбюджет нашего соседа имеет много приоритетов, и Ан-70 в их число не попадает. Средства, которые авиастроители пытаются добывать самостоятельно, проблемы не решают. В результате создание машины тормозят поставки комплектующих и з России. Сейчас на «Авианте», по информации его руководства, в процессе сборки находится 5 машинокомплектов Ан-70 – при этом реальное строительство ведется только на одном самолете.

Не лучше дела и в части испытаний машины, и опять без России не обошлось. Украина уже провела часть испытаний самолета на своей территории. А вот с соседом переговоры об испытаниях у него проходят сложно.
Так что пока выбор у нас невелик: с помощью России закончить сборку хотя бы одного серийного самолета, а после договариваться об участии в программе третьей стороны – или отойти от соседа и начать поиск нового партнера, который бы разделил всю ответственность за проект, в том числе финансовую. Не исключено, что этим партнером станет Германия, с учетом сложностей в конкурентом проекте А400М. Правда, как в случае успеха в переговорах быть с Россией, которая и отказаться не отказывается, но и реальной помощи предложить не может, пока неизвестно. Но наличие выбора само по себе всегда лучше.

Справка: Программа создания военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 реализуется Украиной и Россией на основе межправительственных соглашений от 1993 и 1999 годов. Госзаказчиками самолета выступают министерства обороны Украины и РФ. В настоящее время ГП «Киевский авиазавод «Авиант» ведет сборку первых пяти серийных Ан-70 для Минобороны Украины. Вместе с тем Украина готовит на 2008 г. вывод на рынок коммерческой версии Ан-70 – среднего транспортного Ан-70-100. Интерес к новой версии самолета уже подтвердили в странах СНГ и Ближнего Востока. Базовый вариант Ан-70 способен перевозить до 35 тонн груза на расстояние до 5 тыс. км. Емкость рынка самолета оценивается экспертами более чем в 1 тыс. штук. Модифицированная под требования НАТО версия Ан-70 – Ан7Х рассматривалась в качестве базового нового европейского среднего транспортного самолета, и тактико-технические характеристики самолета получили самые высокие оценки специалистов. Цена одного модифицированного под стандарты НАТО самолета Ан-70 составит $48 млн.

Ольга Калиновская

ELCOMART-finance

Инф. e-finance


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/16823.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua