22 окт, 13:47
СМК вуза – это совокупность организационной структуры высшего учебного заведения, его ресурсов и процессов, документации (порядок документированных процедур, внутренние положения, рабочие инструкции) – то есть совокупность всего того, что нужно для организации общего руководства качеством.
Если вуз планирует разрабатывать, создавать и внедрять СМК, то в первую очередь важно понять, по какой модели она будет строиться. Модель в данном случае – это комплекс методов, принципов, показателей и требований к определённым процессам и аспектам деятельности учебного заведения, а также критериев, что определяют уровень эффективности и совершенства данных процессов и методов их оценивания.
Одна из моделей СМК в вузах – это модель по международному стандарту ИСО 9001:2008 (российский аналог – ГОСТ Р ИСО 9001:2008). В нём достаточно конкретно и определённо указаны критерии и требования, используя которые, можно объективно и адекватно оценивать наличие СМК и степень её развитости:
-
Управление документацией.
-
Процессный подход.
-
Построение организационной структуры СМК.
-
Построение, поддержка и совершенствование систем мониторинга и измерений.
-
Планирование рабочих процессов высшего учебного заведения.
-
Внутренние аудиты. Самооценка вуза и структурных подразделений.
-
Постоянное совершенствование.
-
Наличие корректирующих и предупреждающих действий.
В идеале желательно стимулировать учебное заведение к использованию принципов TQM (всеобщий менеджмент качества). Вуз должен стремиться постоянно улучшать качество предоставляемых им научно-исследовательских и образовательных услуг.
Для того чтобы получить своеобразные «гарантии» прохождения аттестации (= процедуры сертификации), для внутренней самооценки, анализа направлений для улучшения деятельности вуз может использовать разные модели улучшения деятельности. Так, В. Соболев и С. Степанов предлагают проводить самооценку на уровне вуза и на уровне факультета, структурного подразделения или кафедры. Специалисты предлагают производить оценку по следующим критериям:
-
Лидирующая роль руководства.
-
Политика и стратегия (речь идёт о стратегических планах и целях вуза в разных аспектах его деятельности).
-
Менеджмент персонала.
-
Ресурсы и партнёры.
-
Менеджмент процессов.
Все вышеназванные критерии можно отнести к группе «Возможности», то есть предпосылки для постоянного совершенствования. А к группе «Результаты» можно отнести следующие критерии:
-
Удовлетворённость потребителей.
-
Удовлетворенность персонала.
-
Влияние вуза на общество.
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/168345.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua