Налоговый кодекс. Перезагрузка

23 май, 12:55

Попытку доработать столь нужный закон на этот раз предприняла ГНАУ

Государственная налоговая администрация Украины обнародовала для обсуждения доработанный проект Налогового кодекса. Налоговики утверждают, что он будет способствовать развитию предпринимательства в Украине за счет упрощения налогового законодательства и обеспечения его неизменности на протяжении длительного времени. Однако сами предприниматели и юристы с такой постановкой вопроса несогласны. Некоторые из них утверждают, что доработанный проект еще хуже своего предшественника, поскольку не только не снимает всех спорных моментов, но и содержит целый ряд внутренних противоречий.

Разговоры о принятии Налогового кодекса в Украине ведутся давно. Причем с необходимостью существования единого документа, который регулировал бы налогообложение в стране, никто никогда не спорил. По состоянию на 2003 год (более поздних подсчетов пока никто не проводил) налогообложение в Украине регламентировалось почти 1,5 тыс. нормативно-правовых документов, чуть меньше трети из которых составляли законы, а остальное — нормативно-правовые акты Кабинета министров, различных министерств и ведомств.

Первая попытка
Теоретически первый Налоговый кодекс мог появиться в Украине лет 13 назад. Еще во времена премьерства Леонида Кучмы тогдашний вице-премьер по вопросам экономической реформы Виктор Пинзеник пообещал, что подготовит проект кодекса к марту 1993 года. Затем, в 1995 году, президентским распоряжением была создана специальная комиссия по разработке Налогового кодекса. А еще чуть позже, в 1998 году, свой вариант документа пообещала представить на суд общественности тогдашний председатель Бюджетного комитета Верховной Рады Юлия Тимошенко.

В результате на свет появилось полдесятка различных проектов, однако на рассмотрение Верховной Рады попал только один — законопроект №3266-1, разработанный Кабинетом министров во главе с Виктором Ющенко. Он был зарегистрирован в Верховной Раде 20 июня 2000 года и на протяжении следующего года принят народными депутатами в первом и втором чтениях. В третьем чтении депутаты решили рассматривать только общую его часть. Рассмотрели и не приняли. В дальнейшем этот проект снова был зарегистрирован в Верховной Раде (но уже нового созыва) под номером 935, однако на рассмотрение депутатов так и не попал.

Справедливости ради следует отметить, что предприниматели вздохнули с облегчением. Проект №3266-1 успел заработать столько критики, с удовольствием цитировавшейся практически всеми деловыми СМИ, сколько не заработал, пожалуй, ни один проект до него. Среди главных недостатков проекта называли фактическую ликвидацию упрощенной системы налогообложения, разделение налогового и бухгалтерского учета, введение налога на имущество, увеличение количества проверок и штрафов, а также создание крайне невыгодных условий для деятельности неприбыльных организаций. Кроме того, знающие люди утверждали, что целью принятия Налогового кодекса является упрощение существующей системы налогообложения путем уменьшения количества налогов, налоговых ставок и упрощения механизма их удержания. И если первые две задачи проект решал, то вопрос упрощения механизма удержания налогов остался вне внимания разработчиков.

В то же время безусловными плюсами законопроекта были названы уменьшение количества общегосударственных и местных налогов почти в два раза, снижение ставки налога на прибыль предприятия с 30 до 25% и снижение ставки НДС с 20% до 17%.

После провала проекта Налогового кодекса в 2001 году идею о необходимости скорейшего принятия этого документа несколько раз озвучивал тогдашний первый вице-премьер-министр Украины Николай Азаров. Однако ни одного нового варианта кодекса в Украине за это время не разработали, поэтому очевидно, что речь шла о том же проекте №3266-1.

"Экономический рост" и малая налоговая реформа
Однако и в отсутствие единого кодекса попытки усовершенствовать отечественное налоговое законодательство предпринимались неоднократно. Так, еще до появления первого проекта Налогового кодекса правительство, возглавляемое Павлом Лазаренко, выдало некую альтернативу — еще не кодекс, но уже не отдельные, разрозненные законы. Вся история закончилась тем, что в Верховной Раде был создан специальный согласительный совет и пакет законопроектов буквально "протащили".

И даже проект Налогового кодекса, подготовленный позже правительством Виктора Ющенко, во многом исходил из системы, предусмотренной пакетом законопроектов под названием "Экономический рост". К примеру, в него в нетронутом виде вошли многие положения Законов "О налогообложении прибыли предприятий" и "О налоге на добавленную стоимость".

Позже, когда иллюзии о принятии Налогового кодекса были развеяны, законодатели затеяли "малую налоговую реформу" ("большой" должен был стать Налоговый кодекс). Речь идет о Законе №4000-1 "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения в связи с принятием Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год". Еще перед ним (то есть законом) и ней (то есть реформой) был сделан следующий концептуальный шаг — Верховная Рада приняла Закон "О налогообложении доходов физических лиц", вводивший единый 13-процентный налог для физических лиц.

Законом №4000-1 предусматривались некоторые изменения в только что принятый Закон "О налогообложении доходов физических лиц", в законы "О налогообложении прибыли предприятий" и "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов" (это основной закон, регулирующий вопросы администрирования налогов), а также изменения в налогообложении в части возмещения НДС и относительно акцизных сборов.

В дальнейших планах парламентариев было принятие Закона "О едином социальном взносе" (который, впрочем, так и не был принят). "При благоприятном исходе уже к середине следующего года мы вплотную сможем подойти и к принятию Налогового кодекса", — сказал тогда один из ов Комитета по финансам и банковской деятельности. Дело было, напомним, в конце 2003 года.

Стараниями ГНАУ
И вот ближе к середине 2006 года свое слово в вопросе принятия Налогового кодекса сказала Государственная налоговая администрация Украины. "Для обеспечения публичного общественного обсуждения" она обнародовала свой проект Налогового кодекса. Вернее, "свой" — определение несколько условное, потому как налоговики честно признались: "Cо времени принятия проекта Налогового кодекса Верховной Радой Украины во втором чтении его редакция была доработана ГНАУ с учетом изменений, происшедших в экономике и правовом поле страны". Проще говоря, речь идет все о том же законопроекте №3266-1, только слегка подкорректированном ГНАУ.

В Налоговой администрации отмечают, что Налоговый кодекс Украины нацелен на кодификацию налоговых законов, упрощение их изложения, максимальное сближение принципов налогового и бухгалтерского учета. Принятие этого регуляторного акта обеспечит адаптацию фискального законодательства к принципам и директивам Европейского Союза, а в сфере тарифно-таможенного законодательства — к стандартам Всемирной торговой организации (с учетом интересов внутренних системных рынков на переходном этапе).

"Создание прозрачных правил ведения хозяйственной деятельности и налогообложения, а также обеспечение единых справедливых подходов ко всем субъектам налоговых правоотношений будет способствовать укреплению партнерских взаимоотношений между гражданами, субъектами предпринимательства и государством, что, в свою очередь, приведет к увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, росту прибылей предприятий и доходов граждан", — говорится в официальном сообщении ГНАУ.

На "обеспечение публичного общественного обсуждения" ГНАУ отвела ровно месяц. Правда, на сегодняшний день до окончания обсуждения осталось чуть больше двух недель, а проект Налогового кодекса ни на сайте ГНАУ, ни на сайте регуляторных актов, созданном Советом предпринимателей при Кабинете министров Украины, даже зарегистрированному "юзеру" открыть не удается. Что ж, не стоит воспринимать формулировки налоговиков так буквально.

Старый новый проект
Несмотря на это недоразумение, специалисты (прежде всего речь идет о юристах) уже успели оценить новый вариант проекта. "Очень странный документ", "доработанный" (непременно в кавычках) проект" и "натворили мытари" — это их формулировки. Юристы обвиняют налоговиков в "переписывании с ошибками" старого проекта: какие-то статьи потерялись, какие-то повторяются дважды, какие-то не соответствуют друг другу. Вместе с тем ничего принципиально нового доработанный ГНАУ проект не содержит. Исключение составляют разве что налоги, введенные специальными законами уже после принятия Верховной Радой старого варианта проекта.

В проекте предлагается установить 12 общегосударственных (налоги на прибыль предприятий, на доходы физлиц, на имущество, на ТС, акцизный налог, НДС, госпошлина, пошлина, рентные платежи, единый сбор, взимаемый в пункте пропуска через границу, платежи за специспользование природных ресурсов, экологический сбор) и 9 местных (налог на рекламу, сбор за выдачу разрешений на размещение объектов торговли в сфере услуг, налог на использование местной символики, рыночный сбор, гостиничный сбор, сбор за парковку автотранспорта, курортный сбор, сбор за организацию гастрольных мероприятий, сбор за выдачу разрешений на строительство в населенных пунктах объектов производственного и непроизводственного назначения, жилья, дачных домов, гаражей) налогов.

Ставка НДС так же, как и в старом варианте, прописана на уровне 17%. При этом для ряда случаев предусмотрена нулевая ставка. Так, до начала 2010 года от НДС предлагают освободить операции по ввозу в Украину товаров, необходимых для строительства и производственной деятельности предприятий автомобилестроения (в том случае, если в их уставный фонд внесена инвестиция в $150 млн.). Также НДС нивелирован до 2010 года при продаже автомобилей, собранных в Украине.

Налог на прибыль предприятий — те же 25%. А вот налог на доходы физических лиц снова предлагается перевести на прогрессивную шкалу. При зарплате до двух минимальных заработных плат (сейчас 664 грн.) он будет составлять 10%; при зарплате от 2 до 20 минимальных заработных плат — 10% от двух минимальных заработных плат плюс 15% от суммы, превышающей две минимальные зарплаты; при зарплате от 20 минимальных заработных плат — 10% от 20 минимальных заработных плат плюс 25% от суммы, которая превышает 20 минимальных заработных плат.

В отличие от старого, новый вариант Налогового кодекса предусматривает сохранение упрощенной системы налогообложения. Согласно проекту, действовать она будет до 31 декабря 2009 года.

Однако большая часть спорных моментов старого варианта Налогового кодекса перекочевала и в новый. Так, несмотря на заявление ГНАУ о максимальном сближении принципов налогового и бухгалтерского учета, ведение этих учетов по-прежнему будет раздельным. Кроме того, проект ощутимо увеличивает количество оснований для проведения внеплановых проверок налоговыми органами. Зато в случае конфликта интересов между плательщиком и контролирующими органами, когда решение может быть принято в пользу как плательщика, так и другой стороны, проект четко фиксирует выбор в пользу плательщика.

В общем, проект Налогового кодекса снова получился документом достаточно спорным. И если он будет внесен на рассмотрение парламента в существующем виде, то однозначно потребует новых доработок и изменений.

Ирина Светикова

Инф. versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/16836.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua