Вся страна – один большой ТЦ

23 май, 16:34

Инвестиционная привлекательность Украины растет. Этому способствует развитие экономики, рост заработной платы населения и, как следствие, рост внутреннего потребления. По прогнозам аналитиков, Украина сохранит 5-7%-ные темпы роста экономики в ближайшие годы. Это является основным стимулом для дальнейшего развития розничной торговли в стране.

Вследствие роста потребления в стране развиваются национальные торговые сети. По данным опроса сетевых операторов, проводимого ежегодно консалтинговой компанией «Украинская торговая гильдия», в 2006–2007 годах свое присутствие в Киеве местные продовольственные торговые сети увеличат примерно на 50%, сети мгазинов бытовой техники – примерно на 50%, строительно-хозяйственные супермаркеты – на 80%.

Емкий потребительский рынок Украины привлекает международные торговые сети. В стране работают компании Metro, Spar, Billa и др. Ведутся исследования украинского рынка ритейлерскими компаниями Auchan и Carrefour (Франция), Tesco (Великобритания), Bauhaus, Hit, Praktiker (Германия), Wal-Mart (США). Интересуются украинским рынком и российские торговые сети.

В рейтинге международного агентства A.T. Kearney в 2004 г. Украина поднялась с 20-го места (2003 г.) до 11-го и стала лидером в группе стран, к которым «стоит присмотреться» розничным сетям в плане развития бизнеса. В 2005 г. в этом рейтинге Украина заняла уже 3-е место после России и Индии и получила рейтинг «заходить немедленно». В 2006 году Украина сместилась на 4 позицию, но это не уменьшило ее инвестиционной привлекательности.

«В стране создается благоприятная почва для развития розничной торговли, которая идет по пути сокращения доли вещевых и продуктовых рынков, роста местных розничных сетей, появления иностранных. Увеличивается спрос на современные торговые площади, – говорит Виталий Бойко, директор Украинской торговой гильдии. – Торговые центры будут развиваться в направлении новых форматов, улучшения качества обслуживания, укрупнения, возрастания доли развлекательного сектора».

Эти процессы характерны для Украины в целом, но для Киева гораздо в большей степени.

Предложение качественных торговых площадей на Украине ограничено. Темпы роста торговых площадей в ТЦ отстают от темпов роста заработной платы и уровня потребления. Украинская торговая гильдия постоянно проводит исследования в разных регионах Украины, которые в целом подтверждают тенденцию увеличения диспропорции между спросом и предложением торговых площадей в ближайшие 2 года.

Судя по количеству новых проектов, которые разрабатываются в этом году и начнут выходить на рынок в конце 2007-начале 2008 года, объемы качественных торговых площадей в ТЦ Украины могут увеличиться вдвое-втрое. Если в 2005 году в областных центрах Украины приходится в среднем 50 кв.м торговых площадей в ТЦ на 1000 жителей, то в скором времени этот показатель будет доходить до 100 кв.м и больше. При этом по темпам роста выделяются Киев, Днепропетровск, Львов и Харьков. По данным Украинской торговой гильдии, именно в этих городах ожидается наибольший прирост торговых площадей, а на 1000 жителей будет приходиться более 200 кв.м. Но и в этом случае украинские рекордсмены будут сильно отставать по обеспеченности торговыми центрами от других крупных городов стран Восточной Европы.

«В то же время стоимостные показатели остаются привлекательными для девелоперов. Стоимость строительства и земли остается сравнительно невысокой, а темпы роста арендных ставок и цен на недвижимость велики. К примеру, в регионах цена жилой недвижимости за последний год увеличилась на 50–70%, – говорит Виталий Бойко. – В Киеве эти показатели еще выше. Все это определяет привлекательные сроки окупаемости девелоперских проектов».

Судя по известным проектам, общая площадь торговых центров Украины может увеличиться на 3,9 млн. кв..м (более 125 новых проектов).
Оптимальным вариантом для российских сетевых операторов торговли является развитие в ТЦ. Этот сегмент рынка сейчас активно развивается. Большинство российских торговых операторов, которые уже работают в Украине, испытывают трудности в ведении торгового бизнеса. Это связано с переоценкой собственных сил, своего бренда, сильными позициями национальных операторов. В то же время есть примеры и удачного освоения украинского розничного рынка российскими сетями.

По мнению В. Бойко, для иностранных девелоперов оптимальным способом вхождения на украинский рынок является участие в проекте вместе с украинскими инвесторами, которые уже прошли начальную стадию проекта и не имеют проблем с отводом земли.


По информации
Украинской торговой гильдии


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/16888.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua