Автомобильный рынок терзает дефицит

24 май, 16:55

Третий месяц подряд в Украине наблюдается автомобильный бум. Безпрецедентно большое количество «железных коней» продают отечественные производители и иностранные дилеры. А из-за того, что эксперты не могли спрогнозировать такой спрос, украинцы, желающие приобрести четырехколесного друга, вынуждены вспоминать, что такое дефицит.

Цвет и комплектацию не предлагать
Весеннееодье. Так называют эксперты неожиданно высокий спрос на легковые автомобили, начавшийся в марте этого года. Поэтому нынешний сезон – не самый удачный для покупки автомобиля. Все, кто обращается в автомобильные салоны, в ответ слышат одно и то же – нужно подождать. У некоторых срок «терпения» исчисляется месяцем, у кое-кого – полугодом.

Более того, в нынешней ситуации речь не идет о конкретном цвете автомобиля или его комплектации. Главным вопросом остается срок его поставки. И чем больше эти сроки, тем меньше согласных ждать. Впрочем, и таких хватает. Как утверждают эксперты информационно-аналитической группы AUTO Consulting, более трети потенциальных покупателей автомобилей соглашаются подождать столько, сколько предлагает автодилер. Остальные предпочитают искать подобную модель у других продавцов, предлагают поставить автомобиль в более короткие сроки. «Наши клиенты, как правило, знают, чего хотят. И если они приходят за конкретной маркой автомобиля, большинство из них согласно ждать три-четыре месяца. Правда, есть и те, которые отдают предпочтение альтернативным автомобилям. И такие клиенты, к сожалению, достаются нашим конкурентам», – говорит генеральный менеджер компании «Тойота Украина» Роман Кузьмин.

Рост авторынка начался в 2001 году. Тогда законодательное регулирование автомобильного рынка сделало невыгодным продажу дешевых подержаных автомобилей, которые до этого массово завозились из стран Западной Европы. (До 2000 года более 90% автомобильного рынка приходилось на подержаные авто). С этого времени, утверждают эксперты, продажи новых машин постоянно растут. И хотя из года в год динамика роста неравномерна, объемы рынка увеличивались все 5 лет.

В прошлом году достижения авторынка были достаточно весомы: 265 тысяч новых легковых автомобилей получили владельцев. По этому показателю Украина вошла в список ведущих стран Европы, опередив Швецию, Финляндию и Австрию, вплотную приблизившись к Испании и Италии. Европейские автомобильные эксперты за это даже наградили нашу страну званием «одного из наиболее перспективных рынков Европы». Но именно эти данные и ввели в заблуждение отечественных специалистов. После таких достижений никто не ожидал нового скачка на рынке. Наиболее оптимистические прогнозы предполагали рост на уровне 10, максимум 20%. В реальности он составил больше 40%.

«Такого автомобильного бума не ожидал никто. Но выборы парламента, приток свободных денег в страну, а также неопределенность на рынке недвижимости и рост денежной массы у населения привели к тому, что украинские потребители стали очень активно покупать автомобили», – говорит директор информационно-аналитической группы AUTO Consulting Олег Омельницкий. По его словам, большинство автомобильных компаний были просто не готовы к такому стремительному взлету, ведь результаты марта и апреля – это абсолютные рекорды продаж на нашем рынке. В марке количество проданных машин составило 30 тыс., а в апреле украинцы приобрели почти 40 тыс. новых машин. «Таких показателей не было и у одной из компаний за всю их историю», – утверждает О.Омельницкий. Для сравнения – в конце 90-х годов 30-40 тысяч автомобилей продавалось в течение целого года.

У столицы свои приоритеты
Автомобильный бум наблюдался практически во всех регионах Украины. Но особенно отличились Киев (20-25% рынка проданных автомобилей), Донецкая, Днепропетровская, Одесская, Запорожская области и Крым. Сливки беспрецедентно высокого спроса достались лидеру украинского рынка – концерну «АвтоВАЗ», контролирующему около 30% всех продаж. Взяла свое и компания Daewoo – 12,9%, третью строчку занял ЗАЗ с 10 процентами.

Четвертое место досталось Chevrolet – 9,9%, на пятом – Skoda с результатом в 5% рынка. Следом идут Mitsubishi, Toyota, Opel, которые значительно прибавили за последний месяц. Им на пятки наступают Hyundai, Ford, Nissan.

Если принять во внимание вкусы и приоритеты столичных жителей, здесь структура продаж кардинально отличаться от общей картины на рынке. Эксперты утверждают – доля недорогих автомобилей, которые удерживают первенство на украинском рынке, в столице не такая и большая. Киевлянам больше по вкусу автомобили среднего ценового диапазона, в частности, Toyota, Nissan, Chevrolet, Opel. Кроме того, устойчивый интерес столичные жители проявляют и к автомобилям BMW и Audi. Активизировались продажи машин так называемых «лакшерных» брендов, в частности, «Майбах», «Бентли», «Мазератти». Несмотря на то, что эти авто попали на наш рынок всего несколько лет назад и их стоимость колеблеться в диапазоне 200-500 долларов США, спрос на них постоянко увеличивается, говорят специалисты.

Во многом автомобильный бум обязан популяризации среди населения кредитных схем приобретения железного друга. По словам Олега Омельницкого, если в прошлом году доля кредитных продаж на рынке не превышала 45%, то сегодня у отдельных дилеров кредитные сделки доходят до 70-80%. Правда, и здесь существуют свои особенности. Кредитными схемами пользуются в основном покупатели в сегменте недорогих автомобилей. Соответственно чем дороже машина, тем меньший процент кредитных соглашений.

Что новые законодатели нам готовят?
Через 2-3 месяца автомобильные дилеры справятся с ситуацией на рынке, говорят специалисты. Очереди уменьшаться, а к концу года и вовсе исчезнут. Впрочем во многом ситуация на автомобильном рынке будет зависеть от нового парламента. Ныне своей очереди дожидаются законопроекты по предоставлению льгот автопроизводителям в части НДС, изменения ставки на ввозные пошлины, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В зависимости от того, что из всего этого выберут народные избранники, сложится ситуация на рынке.

Охладит пыл покупателей и новая автомобильная (экологическая) норма ЕВРО-2, вступающая действие с июня нынешнего года. Она гласит, что все новые автомобили отечественного производства и произведенные в странах СНГ машины должны быть оснащены дополнительным оборудованием, уменьшающим выбросы токсических веществ в атмосферу. Это нововведение обойдется покупателям в 500-600 долларов и снизит спрос на рынке, прогнозируют эксперты.

Впрочем, даже если покупателям к концу года удастся избежать очередей при покупке автомобиля, в сервисных центрах ситуация не изменится. И чтобы отдать своего «железного друза» на профилактику, вам придется прождать две-три недели. А все из-за того же бума. «Автомобильные операторы не успевают за ростом рынка. Соответственно практически все существующие сервисные центры перегружены. И решить эту проблему намного сложнее, ввиду дороговизны этого процесса и сложности решения земельных вопросов», – говорит Олег Омельницкий.

Ольга Калиновская
ELCOMART-finance

Инф. e-finance


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/17044.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua