«Проблема в том, что иностранные торговые компании не могут получить землю для своих проектов»

29 май, 09:22

Metro стала второй иностранной компанией после польской Billa, пришедшей на рынок Украины. О приходе Metro Cash & Carry стало известно в 2002 г. Практически сразу после этого компания с мировым именем и оборотом EUR28 млрд. в год столкнулась с реалиями украинского рынка. Гигант начал испытывать проблемы с выделением земли и жесткой конкуренцией со стороны украинских розничных сетей. Впрочем, это не помешало Metro открыть уже девять магазинов. Директор «Метро Кэш энд Керри Украина» Аксель Лухи говорит, что считает украинский рынок оптовой и розничной торговли перспективным. (Мнение экспертов и производителей оборудования для супермаркетов см. справа).

— Как Вы оцениваете украинский рынок оптовой и розничной торговли в денежном измерении?
— Несмотря на официальную статистику, которую нам предоставляют, и на множество публикаций в прессе, где также подаются различные оценки, нам очень тяжело однозначно оценить объем украинского рынка. До недавнего времени 60-70% торгового оборота в Украине находились в тени, то есть официально не фиксировались. Сегодня часть украинских торговых сетей начали работать в открытую. В результате около трети продаж на украинском рынке вышли из тени. Единственное, что я могу точно сказать, основываясь на наших собственных подсчетах, это то, что рост украинского рынка оптовой и розничной торговли за 2005 год составил порядка 20-25%.

— Какую долю общеукраинского рынка занимает столичный?
— Я думаю, рынок Киева составляет около 25% украинского. Но я также не могу выразить его в денежном измерении.

— Какова, по Вашим подсчетам, доля Metro Cash & Carry в общем объеме украинского рынка оптовой торговли?
— В этом случае опять-таки приходится сравнивать объемы продаж нашей сети с общим объемом украинского рынка. Могу лишь сказать, что в 2004 году продажи Metro Cash & Carry в Украине составили EUR113 млн., в 2005-м — EUR338,5 млн. Ели говорить о потенциальном объеме всего рынка, то эти цифры — довольно незначительная его часть.

— Как Вы оцениваете общую долю иностранных оков на украинском рынке?
— Я думаю, что она немногим больше доли «Метро Кеш энд Керри Украина». Кроме нас, иностранные торговые сети в Украине представляют только Billa, которая управляет лишь восьмью небольшими супермаркетами и имеет соответственно не очень большую долю, а также российский Paterson, но он имеет лишь один магазин в Киеве.

— А что мешает иностранным торговым сетям заходить в Украину?
— Проблема в том, что иностранные торговые компании не могут получить землю для своих проектов.

— То есть проблема в механизме выделения земли?
— Да. Если иностранный инвестор хочет купить или арендовать землю, ему необходимо прежде всего заручиться поддержкой главы области. После этого необходимо получить разрешение от мэра города. Но даже если инвестору удается все это сделать, получит он в итоге землю или нет, — зависит от решения городского совета. И проблема в том, что решение мэра может не совпадать с мнением большинства депутатов горсовета. Одним словом, инвестор должен сделать так, чтобы глава области остался доволен, мэр остался доволен, и чтобы городской совет тоже остался доволен.

— Были ли другие проблемы, с которыми вы столкнулись в Украине?
— Мы до сих пор сталкиваемся с разного рода бюрократическими проявлениями в Украине, когда пытаемся получить все необходимые для нашей деятельности лицензии. Легче всего было получить все лицензии в Луганске — они оказались у нас задолго до открытия магазина. С каждым днем администрация нашей сети все больше адаптируется к украинским условиям ведения бизнеса.

— Несмотря на проблемы, розничный рынок Украины остается очень привлекательным для инвестора. Известно ли Вам о планах прихода сюда иностранных розничных сетей?
— Я знаю, что в ближайшее время немецкая сеть OBI, чьи магазины работают в формате DIY (сделай сам) готовится выйти на украинский рынок. Мне также известно, что шведская IKEA в данный момент занимается поиском земли для строительства гипермаркета в Киеве. Кроме того, крупнейший французский оператор розничной торговли — сеть Aushan — также готовится к приходу в Украину.

— Не так давно крупнейшие украинские ритейлеры заявили о планах привлечения средств на внешних финансовых рынках, в частности, речь шла об ІРО. Что Вы об этом думаете?
— Есть несколько возможностей привлечения средств — вы можете взять кредит в банке или получить кредит у International Finance Corporation (IFC) — так, например, поступила «Велика Кишеня». Вы также можете стать, что называется, публичной компанией и попасть в листинг международных фондовых площадок. Насколько мне известно, большинство украинских ритейлеров стремятся попасть на Лондонскую фондовую биржу. Мне сложно оценить, насколько там велик интерес к покупке акций украинских ритейлеров, но ІРО — стандартный инструмент привлечения средств для развития компании.

— Но ведь для того, чтобы выйти на ІРО, необходимо открыть свою финансовую отчетность. Возможно ли это в реалиях украинских ритейлерских сетей?
— Мне кажется, это не так сложно. Чтобы осуществить размещение акций на Лондонской фондовой бирже, вам необходимо пройти всего несколько этапов в четко установленном порядке. Прежде всего, вам нужно пройти полномасштабный аудит, а затем создать своего рода проспект о вашем выходе на ІРО. Сегодня в Украине представлен ряд аудиторских компаний, таких как KPMG International, PricewaterhouseCoopers и e-finance.com.uaitte, которые могут это сделать для клиента. Поэтому я убежден, что все пути на ІРО сегодня открыты, вопрос в том, готовы ли украинские ритейлеры по ним идти, ведь выход на ІРО влечет за собой значительные финансовые затраты.

— Каких действий для улучшения условий развития торгового бизнеса Вы ждете от украинского правительства?
— Прежде всего, каждый инвестор желает видеть политическую стабильность в стране. Потому что стабильность — главный залог экономического роста. Первый шаг, который должен предпринять украинский парламент — это наконец-то сформировать коалицию, ведь множество иностранных инвесторов сейчас ждут именно этого. Следующим шагом должно быть формирование абсолютного большинства и урегулирование правовой системы, которая сейчас довольно противоречива.

— А если говорить конкретно о Metro Cash & Carry?
— Мы хотим от парламента одной единственной вещи, о которой уже не раз просили и премьер-министра и министра финансов — изменений в сфере лицензирования продажи я. Если в позапрошлом году лицензия на продажу я стоила 4000 гривень на весь магазин, то в соответствии с поправкой к бюджету на 2005 год нам приходится платить уже по 8000 гривень за каждый кассовый аппарат. У нас в одном магазине установлено порядка 40 таких аппаратов и теперь мы обязаны платить 320 тыс. грн. вместо четырех. С учетом того, что у нас девять работающих магазинов, только за лицензию на торговлю ем мы платим порядка 3 млн. грн. Правительство должно осознать, что это крайне негативно сказывается на рынке розничной торговли ем, так как большинство реализаторов не могут платить такие деньги и вынуждены уходить в тень.

Инф. e-finance.com.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/17361.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua