Фамильное опьянение

29 май, 12:16

Династические винные брэнды объединяются

В последнее время в Украине обострилось внимание к виноделию. Этому способствовали и заморозки, погубившие значительную часть урожая нынешнего года, и винные конфликты Молдовы и Грузии с Россией, которые заставляют тамошних виноделов искать альтернативные рынки. Западный рынок вина и винодельческой продукции давно структурирован и поделен между рядом известных винных брэндов (в большинстве своем — династических). Недавно один из лидеров итальянской винной индустрии — компания Marchesi de' Frescobaldi Spa объявила об объединении трех всемирно известных поместий — Tenuta dell'Ornellaia, Castel Giocondo и Luce della Vite — в единый холдинг Tenute di Toscana. Уже известно, что часть акций достанется семье Майкла Мондави…

В каждой стране обычно имеется ограниченное число производителей, делающих упор на давние семейные традиции своего продукта, архаичность и тщательность технологий. На первый взгляд, в наш век научно-технического прогресса это должно выглядеть странно. Ведь на других товарных рынках в первую очередь котируются новинки и приветствуются новые технологические решения. Однако вино является особым товаром даже среди ьной продукции. Если исключить страны традиционного виноделия, то в государствах, где потребление вина изначально не было массовой традицией, оно остается элитным напитком, предназначенным для светских раутов, различных торжеств, праздников, приема дорогих гостей.

Ценители могут различать оттенки вкуса вина одной и той же компании по годам урожая, более того — полученного из одного и того же виноградника. Поэтому не удивительно, что ведущие торговые и винодельческие дома уделяют большое внимание качеству вин и всячески стремятся подтвердить высокий уровень брэнда. И традиции, передающиеся из поколения в поколение, имеют большое значение.

К тому же в каждом уважающем себя винном доме или винном поместье есть коллекция вин различных урожаев, часть которой периодически продается. Цена "раритетных бутылок" порой зашкаливает до немыслимого уровня, что, в общем-то, понятно: сохранять неиспорченной многие десятилетия бутылку вина гораздо сложнее и дороже, чем, к примеру, предметы мебели.

В свою очередь, потребитель, покупая вино известного производителя, платит не столько за сам товар, сколько за имя. В результате традиционное производство этого продукта, несмотря на его трудоемкость, является сверхрентабельным и обеспечивает владельцам семейных брэндов высокие и стабильные прибыли. Естественно, такой выгодный бизнес не остается без внимания крупных ьных монополий, которые правдами и неправдами пытаются расширить свое участие в капитале известных винных марок и по возможности их скупить.

Купить винный брэнд — дело сложное. Как правило, владеющие ими семьи понимают ценность своей собственности и всячески оберегают ее от внешних поглощений. Но с другой стороны, их капитал часто выглядит ничтожным по сравнению с оборотами транснациональных корпораций. Для того чтобы хоть как-то сопротивляться попыткам враждебных "рейдерских атак", семейные фирмы объединяются в более крупные конгломераты. Эта тенденция наблюдается в таких винодельческих странах, как Италия, Испания, Греция, Португалия, Франция.

Так, в Италии одним из наиболее известных винных домов считается Marchesi de' Frescobaldi Spa, принадлежащий семье Фрескобальди. Эта итальянская фамилия известна более семисот лет и тесно связана с тосканской историей, искусством и культурой. Фрескобальди производят вино с XIV века. Из принадлежащих дому марок наиболее известны: Montesodi, Mormoreto, Castelgiocondo Brunello и Luce. Недавно Marchesi de' Frescobaldi Group приобрела 100% поместья Tenuta dell'Ornellaia, которое производит известнейшие в мире вина Masseto и Ornellaia. Кроме того, Фрескобальди также владеют виноградниками в Тоскане и Фриули, площадь которых составляет 1 100 гектаров. При этом оборот группы за 2005 год составил не такую уж незначительную, по мировым меркам, сумму — 57,6 млн. евро.

Как мы уже сказали, сейчас компания создает единый холдинг Tenute di Toscana. При этом управление, производство и дистрибуция вин будут осуществляться непосредственно в трех дочерних тосканских поместьях, как и ранее. После увеличения уставного капитала Tenute di Toscana доля Marchesi de' Frescobaldi составляет 72,29%.

По аналогичному же пути (создания конгломератов при сохранении лица) идет развитие винодельческих компаний и в других "винных" странах, причем как со старыми, уходящими "в глубь веков", так и со сравнительно новыми традициями. Скажем, "вино-семьям" Калифорнии угрожают появляющиеся чилийские, аргентинские и австралийские брэнды.

В связи с этим та же Marchesi de' Frescobaldi Group предложила часть акций создаваемого нового винного конгломерата своим партнерам — операторам мирового ьного рынка S.P.I. Group (Женева) и фирме MIP (Калифорния), принадлежащей семье Майкла Мондави.

Последний относится к известной американской винодельческой фамилии итальянского происхождения, которая совсем недавно раскололась, после того как "Роберт Мондави Корпорейшн" в конце 2004 года была продана более крупной, но тоже семейной ьной компании "Констеллэйшн Брэндс".

Совладельцем "Роберт Мондави Корпорейшн" наряду со своим братом Тимоти был Майкл Мондави, который ушел в отставку в знак протеста против продажи и начал развивать собственный бизнес. А Тимоти остался в "проданной" компании вице-президентом, благодаря чему фирма сохранила "родовое лицо". При этом и "Роберт Мондави Корпорейшн", и "Констеллэйшн Брэндс" активно расширяют свое присутствие на ьном рынке, либо скупая известные семейные брэнды (что удается не всегда), либо вступая в долевое участие (что чаще удается) по всему миру. Такие семейные ьные монополии также имеют тенденцию к объединению и укрупнению, и не исключено, что они вскоре начнут присматриваться к брэндам на постсоветском пространстве. И здесь у них большие перспективы: "постсоветские брэнды" только начинают "вырисовываться" в мире.

Стремятся ускоренными темпами раскрутить собственные брэнды и сделать их узнаваемыми для потребителей, к примеру, грузинские винодельческие компании. Правда, здесь есть небольшая загвоздка: если западные винные брэнды действительно имеют семейную историю, то с грузинскими все намного сложнее. Так как страна являлась частью Советского союза и винодельческая отрасль была организована по такому же принципу, как и в других союзных республиках, то есть были виноградарские колхозы и совхозы и винодельческие заводы.

Поэтому, скажем, грузинские производители вин больше пытаются подчеркнуть именно региональное происхождение тех или иных брэндов, в чем иногда перегибают палку, "затаскивая" известные с советских времен марки, вместо того чтобы раскручивать новые.

Так, почти все основные грузинские производители вина, предлагаемого на экспорт, выпускают полусладкое красное вино "Хванчкара". На самом деле, если бы использование этого брэнда было честно регламентировано, то купить бутылку "Хванчкары" было бы очень затруднительно. Дело в том, что вино, имеющее право носить такое название, производят из винограда сорта Александроули лишь в одном селе, которое так и называется — Хванчкара, расположенном в северо-западной Грузии в провинции Рача. Вино из того же сорта Александроули, произведенное в соседнем селе, может быть очень хорошим, но уже не имеет таких неповторимых вкусовых качеств, как натуральная "Хванчкара", и, по идее, должно было бы называться иначе.

Тем не менее грузинские винные заводы (включая и принадлежащие иностранным инвесторам, таким как компания GWS , собственником которой является французский семейный дом "Пино Рикар") разливают "Хванчкару" просто в немереных количествах, по-видимому не особенно заботясь, есть ли в этом продукте виноград из одноименного села или нет. Данный пример показывает, насколько пикантным вопросом является винное брэндирование, особенно — на постсоветском пространстве.

Что же касается украинских производителей вина, то здесь государство должно всячески поддерживать отечественные брэнды, которые уже сегодня отличаются своими высокими вкусовыми качествами. Это относится к крымским винам Коктебеля и Инкерманского винного завода. В Одесской области неплохого качества вино выпускает Шабский винный завод. Особенно нужно отметить перспективы закарпатских виноделов. Дело в том, что закарпатская зона виноделия напрямую примыкает к знаменитой зоне токайских виноградников, расположенных в соседней Венгрии. Но если токайские вина сегодня знамениты по всему миру и приносят владельцам соответствующих фирм высокую прибыль, то этого, к сожалению, не скажешь о закарпатском вине…

Владимир Цхведиани

Инф. versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/17417.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua