29 май, 14:53
ГНАУ на своем официальном сайте обнародовала подрихтованный проект Налогового кодекса. В подписанной А.Киреевым пояснительной записке («Анализе регуляторного воздействия») в качестве целей создания этого фолианта (371 страница, 386 статей + 18 заключительных положений) названы: создание единого (!) консолидированного нормативно-правового акта, регулирующего налогообложение, кодификация (!) налоговых законов, устранение коллизий, стабильность и неизменность (!) налогового законодательства, максимальное (!) сближение принципов налогового и бухгалтерского учета.
Как все это преподнесут депутатам (не в смысле идей, а в плане традиционного представления законопроектов — что было, что уходит, что новое) — сказать затрудняюсь. В том плане, что если делать как положено (старое отдельно, новое отдельно), то на их хрупких столиках это просто не поместится. А сколько же нужно времени, чтобы такую информацию обмозговать? Нам, специалистам, для этого, например, требуется как минимум две-три недели, и то — если больше ничего не делать.
Из сказанного, между прочим, вытекает, что, скорее всего, за Кодекс будут голосовать сразу в целом — без особых пояснений и обсуждений, в промежутке между гораздо более серьезными политическими баталиями. По крайней мере, ранее эпохальные (хоть и не до такой степени) налоговые законы принимались именно так. Ну, в крайнем случае, почти так.
А пока что ознакомиться с данным произведением детально никто вообще еще просто не успел. Поэтому речь может идти лишь о том, что случайно выпрыгнуло из этой громады и запечатлелось в первую очередь.
Из всех позитивных новаций заметить удалось лишь одну — снижение ставки НДС до 17%. Зато остались и варварский механизм возмещения, и налоговые накладные, и прочие мудротерехинские художества…
Ну а что все-таки с продекларированными целями, принципами? Может, что-то у них и получилось? Цели ведь, стоит согласиться, симпатичные.
Сначала — о едином и консолидированном. Всеохватывающий Кодекс среди существующих — согласно ему — налогов (ст.16 и 17) единый налог даже не упоминает! Хотя далее в тексте Кодекса он, как ни странно, есть (статьи 272—281; кстати, статью 282 обнаружить не удалось). Наверное, те, кто готовил список налогов, и те, кто готовил «упрощенку» для того же Кодекса, между собой не познакомились…
Или введению единого налога еще и в общие статьи будут посвящены специальные изменения и дополнения? А как тогда насчет стабильности и неизменности? Каковую неизменность нарушить может (если верить «Анализу воздействия» от Киреева) лишь изменение отношений в государстве — чуть ли не смена строя!
Еще одним вкладом в консолидацию и кодификацию является, видимо, то, что каждый раздел проекта, говорящий о «своем» налоге, вводит для него и «свои» определения (например, поставки), отличные от определений того же самого в других разделах!
Устранению коллизий в едином, консолидированном и кодифицированном Кодексе, а также избеганию неоднозначных толкований будет способствовать, очевидно, делегирование кое-каких налогоустановительных полномочий Кабмину (это касается, например, обычных цен — в глубинах статьи 2 проекта). А уже правительство о коллизиях побеспокоится само.
Насколько авторы Кодекса в антиколлизионные успехи верят, свидетельствует сохранение в п.2 статьи 300 правила о конфликте интересов, применяемого в случае возникновения этих самых коллизий. Присутствует в той же статье и подробно описанный институт налоговых разъяснений: кодификация кодификацией, но без них — никуда…
Что же до упомянутой и громко продекларированной стабильности, то о будущих изменениях в Кодексе п.3 его статьи 3 говорит как ни в чем не бывало. Лишь бы только вносились они не позже, чем за полгода до начала года (это правило, кстати, есть в отношении налоговых законов и сейчас, а как оно действует — общеизвестно). Видимо, планируется, что «изменения соответствующих отношений в государстве» будут постоянно.
Одно из них, наверно, составят госизменения, связанные с введением единого социального налога — приурочить обещанный к Кодексу не получается.
Ну а обеспечение единства налогового и бухгалтерского учета, по всей видимости, неразрывно связано с тем, что от «первого события» налоговый учет отказываться не намерен — в то время как в учете бухгалтерском такая ускоренность доходовозникновения, конечно же, невозможна.
Сохраняются, между прочим, и аналоги знаменитых «5.9» и «11.2.3» (в проекте эти чудеса замедления затрат присутствуют соответственно в п.2 статьи 32 и в п.2 статьи 64).
Ну а хуже всего то, что киреевскую пояснительную записку венчают слова насчет ожидания «благодаря Кодексу» вот каких счастий:
— увеличения прибыльности предприятий (ну да, 40% их убытков будут сгорать — см. п.1 статьи 38, где сохраняются лишь 60%);
— детенизации экономики (в честь, интересно, чего? Может, в честь вводимого совково-калькуляционного метода «затраты плюс» при определении обычных цен?);
— и соответственно этой детенизации — увеличения поступлений в бюджеты.
Представляете, если они это увеличение уже мысленно и поделили-направили?!
Александр Кирш
Инф. zerkalo-nedeli
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/17452.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua