30 май, 11:47
По мере приближения саммита "большой восьмерки" в июле становится все яснее, что председательство России в этом клубе богатых стран не принесет российской экономике ничего, кроме ущерба.
"Саммит в Петербурге имел бы смысл для России, если бы у Путина была возможность с большим шансом на благоприятный ответ поставить перед лидерами "восьмерки" вопрос: Россия для вас – это партнер или конкурент? – считает Юрий Рубинский, профессор Института Европы РАН. – Если Россия для вас – прежде всего партнер, мы готовы обеспечить надежные поставки энергоносителей, которые вам скоро будут еще нужнее, чем сейчас. Если же Россия для вас – конкурент и не разделяющая ваши ценности враждебная страна, то мы переориентируем свой энергетический экспорт на Китай и Индию".
Но такая стратегия, по мнению Рубинского, имела бы смысл при одном условии: если бы имелся шанс добиться от ов G7 принятия "мирного" варианта, поскольку на выполнение "немирного" (прокладку альтернативных трубопроводов в Китай, переориентацию энергопоставок с западного направления на восточное) у России просто нет средств. Между тем обстоятельства сложились так, что именно сейчас дать России зеленый свет лидерам G7 очень сложно. В течение нескольких месяцев в западной прессе шла активная антироссийская кампания. При этом каждый раз критики не забывали подчеркнуть, что критикуемая ими страна в этом году председательствует в "большой восьмерке". Отсюда вывод: как максимум – выкинуть Россию из G8, а как минимум – не идти навстречу ее требованиям на предстоящем саммите. Любой политик, который не действует по этой программе, сильно рискует. Недавно бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер подвергся шельмованию в прессе за свою поддержку проекта Северо-европейского газопровода (СЕГ). Повторить его судьбу желающих нет.
"Сейчас представление об энергетической безопасности на Западе складывается следующим образом: Россия, как настоящий империалист, практикует энергетический шантаж в отношении свободолюбивых народов Польши и Прибалтики, вступая ради этого в сепаратные договоры с некоторыми корыстными немцами, – считает президент фонда "Единство во имя России" Вячеслав Никонов. – Создается своеобразное энергетическое НАТО, которое будет противостоять России единым фронтом. Все это создает плохой фон для саммита "восьмерки".
Энергетические планы Евросоюза и США в отношении России, по мнению Никонова, включают 4 пункта: увеличение производства нефти, доступ западных компаний к российским месторождениям, ратификация Россией Энергетической хартии, приватизация находящихся под контролем государства российских компаний с участием западных партнеров.
Между тем есть все основания полагать, что доступ западных компаний к российским месторождениям в случае дальнейшего ухудшения отношений между РФ и странами G7 будет еще более затруднен. И Россия уже посылает соответствующие сигналы западным партнерам.
Игорь Шувалов, экономический советник Путина, на встрече с журналистами в агентстве РИА "Новости" выделил, как минимум, два крупных проекта, из которых могут быть исключены американские компании в случае дальнейшего усиления давления США на Россию. Во-первых, это Штокмановское месторождение, потенциал которого оценивается в $12 млрд и на которое претендуют американская Chevron, французская Total и норвежские компании Statoil и Norsk Hydro. Во-вторых, это трехмиллиардный контракт на поставки самолетов для "Аэрофлота", за который борются европейский Airbus и американский Боинг-787 от Boeing Co.
Wall Street Journal сообщил: российская сторона дала понять американцам, что Chevron может рассчитывать на Штокмановское месторождение в случае, если США снимут свои возражения против вступления России в ВТО. Что касается "Аэрофлота", здесь интрига усложняется тем, что у России на ЕС тоже есть зуб – и еще длиннее, чем на США. Евросоюз давно уже требует, чтобы Россия перестала взимать с зарубежных лайнеров сбор за пролет над территорией Сибири. А это $250 млн, вот уже много десятилетий поступающих в казну "Аэрофлота". И хотя Валерий Окулов в недавнем интервью каналу "Россия" отметил, что эти деньги идут, в том числе, и на поддержание аэронавигации над огромными сибирскими пространствами, ЕС настаивает на своих требованиях, следуя формальной логике: если авиационная компания одной страны получает деньги от авиационных компаний других стран, то это дает ей преимущество, а значит, вредит честной конкуренции, что противоречит правилам ВТО. В этих условиях Россия может использовать контракт на "аэробусы" как средство давления на ЕС, но при этом надо иметь в виду: связь между европейским бизнесом и брюссельской бюрократией намного слабее, чем связь между американским бизнесом и бюрократией вашингтонской. Формально еврокомиссары должны следовать принципу: контракты Airbus – сами по себе, а принципы ВТО – сами по себе. Так что России еще надо подумать, какой авиакомпании отдать предпочтение.
Словом, предстоящий саммит пройдет в самый неподходящий для достижения целей России момент. Да и само по себе ство в данном сообществе вызывает спорные вопросы как один из элементов ельцинского наследства (Россия вступила в "клуб богатых" в 1997 году). В принципе, этот элемент укладывается в общую порочную схему затянувшегося ельцинского "завтрака аристократа": страна с преобладающим бедным населением в клубе богатых. Однако это явление не только абсурдное и по сути аморальное, но и вредное.
Дмитрий Варнавин
Инф. utro
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/17576.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua