Государственная финансовая инспекция Украины не поддерживает законопроект " Об основных принципах организации деятельности службы финансовых расследований " , разработанный Министерством доходов и сборов , который предусматривает ликвидацию органов Госфининспекции .
Принятие этого законопроекта может привести к существенным негативным явлениям в сфере государственных финансов .
Указанный законопроект предусматривает создание Службы финансовых расследований как центрального органа исполнительной власти со специальным статусом , который объединит функции Госфининспекции Украины , налоговой милиции , подразделений борьбы с отмыванием доходов , полученных преступным путем , Министерства доходов и сборов; подразделений Министерства внутренних дел по борьбе с экономической преступностью и с организованной преступностью ; подразделений контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ.
Реформирование контрольно -надзорных и правоохранительных органов в экономической сфере государства сегодня является актуальным вопросом . Вместе предложенный проектом подход относительно объединения в одном органе функций расследования и контрольно - проверочных функций Государственной финансовой инспекции Украины является не только нелогичным , но и содержит существенные риски для финансово -бюджетной безопасности государства.
Во-первых , нелогичным является предложенная проектом Закона процедура реформирования , когда , с одной стороны , изменениями предлагается разграничить контрольно -проверочные функции за соблюдением налогового законодательства и расследования преступлений в этой сфере ( выделение налоговой милиции из системы органов доходов и сборов) , а с другой - объединить в едином органе контрольно -проверочные функции за соблюдением бюджетного законодательства и расследования преступлений в этой сфере ( объединения системы органов Госфининспекции Украины и подразделений по расследованию соответствующих преступлений ) .
Во-вторых , предоставление одному органу контрольно - проверочных и правоохранительных функций приведет к возникновению существенных коррупционных рисков в его деятельности .
В частности , действующий сегодня распределение функций контроля и следствия между органами государственного финансового контроля и правоохранительными органами позволяет обеспечить объективное и непредвзятое изучение всех обстоятельств уголовных правонарушений в экономической сфере , поскольку обеспечивается своеобразный контроль органов за деятельностью друг друга.
Зато концентрация функций по осуществлению финансового контроля и правоохранительных функций (в частности , дознание, досудебное следствие , проведения оперативно - розыскных мероприятий и т.п. ) в одном органе приведет к необоснованному расширению полномочий такого органа , не будет способствовать объективной и беспристрастной деятельности на всех стадиях выявления и расследования уголовных и других правонарушений в экономической сфере и , соответственно, приведет к высоким коррупционных рисков .
«Службу финансовых расследований нужно создавать как правоохранительный орган по расследованию экономических преступлений на базе налоговой милиции без передачи контрольно - проверочных функций органов Госфининспекции . Это согласуется с позицией Премьер - министра Украины Арсения Яценюка , высказанной на заседании Кабинета Министров Украины 25 марта 2014 » , - отметил и.о. Председателя Госфининспекции Украины Виктор Костюшко.
Нелогичным и несвойственным является наделение правоохранительных органов одновременно и полномочиями на осуществление контроля за процедурными нормами ( состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности , составлением бюджетной отчетности , паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении , другими определенными Бюджетным кодексом Украины процедурами ) .
Как следствие , перейдет на второй план , а затем и полностью нивелируется контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности во всех распорядителей средств государственного и местных бюджетов , субъектов хозяйствования государственного сектора экономики , которых на сегодня насчитывается более 80 тыс. объектов .
При этом , несмотря на определенный законодательством незначительный срок хранения бухгалтерских документов ( не более трех лет) , отсутствие чувства покараности за допущенные нарушения в соответствующей сфере спровоцирует непредсказуемые негативные последствия в сфере использования бюджетных средств и государственных активов , а также потерю контроля за их учетом и использованием . Бесконтрольность сферы использования бюджетных средств , часть которых, в частности , должна быть направлена на социальные выплаты , в ситуации тотальной экономии бюджета недопустима.
Отдельно стоит сказать о полной непоеднуванисть функций правоохранительного органа и функций по осуществлению государственного финансового аудита и гармонизации государственного внутреннего финансового контроля .
С учетом указанного Госфининспекция Украины считает целесообразным создание Службы финансовых расследований как правоохранительного органа , деятельность которого будет сфокусирована на осуществлении производства по уголовным преступлениям в экономической сфере , путем объединения исключительно соответствующих следственных и оперативных подразделений Министерства доходов и сборов , Министерства внутренних дел Украины и службы безопасности Украины без передачи новообразованному органа контрольно - проверочных функций органов Госфининспекции Украины .
Пресс-служба Госфининспекции Украины