Читальный зал

31 май, 14:36

Оптимистические прогнозы рекламистов снова привлекли внимание потенциальных инвесторов к рынку прессы

В отечественной прессе все четче прослеживается «западный акцент»: только в мае дебютировали два проекта с европейскими инвестициями. Не сидят сложа руки и старожилы. Главная причина активности инвесторов остается неизменной уже полдесятилетия — растущая емкость рекламного рынка. И хотя конкуренция в большинстве сегментов печатного рынка ужесточилась до предела, рекламисты прогнозируют, что большинство издателей останутся довольны итогами года: им удастся повысить расценки на размещение на 30–40%.

Деловая рокировка
Временное затишье на рынке печатных СМИ сменилось очередным периодом активности инвесторов. Не так давно стало известно о смене собственника деловой ежедневной газеты «Экономические известия»: группа «ТАС» продала 75% акций издания ОАО «Восточно- Европейский инвестиционный фонд» (имеет отношение к «Индустриальному союзу Донбасса») и ОАО «Автоальянс XXI век». Сумма сделки не разглашается, однако, по мнению издателя газеты «Дело» Игоря Ляшенко, она вряд ли была очень большой. «В лучшем случае г-н Тигипко смог выручить 20% от той суммы, что он вложил в «ЭИ», — полагает он.

«Вероятно, издание было продано как непрофильный актив. Ведь конкуренция в этом сегменте рынка существенно обострилась: немецкие («Дело») и российские («КоммерсантЪ-Украина») издатели вкладывают немалые средства в свои проекты, и «Экономическим известиям», чтобы быть успешными, нужно чем-то на это отвечать. Вероятно, у прежних владельцев не было ни долгосрочной программы развития газеты, ни уверенности в своих силах, ни желания тратить ресурсы. Окажется ли новый покупатель более компетентным и упорным, сможет ли издание выиграть в конкурентной борьбе, и, следовательно, какое будущее ожидает этот проект, станет ясно не ранее чем через год», — полагает председатель правления издательской компании Companion Group Алексей Погорелов. Как заявляют в «ЭИ», инвесторы готовы увеличить финансирование, что позволит расширить штат сотрудников и вывести проект на новые рубежи. Данная сделка наверняка приведет и к появлению в сегменте деловой прессы нового альянса. Как известно, ранее «ЭИ» объявили об обмене миноритарными пакетами акций с издательским домом «Галицкие контракты». Теперь же, учитывая приход инвесторов, имеющих отношение к журналу «Эксперт Украина», прежний союз вряд ли возможен. Впрочем, исполнительный директор «ЭИ» Владимир Довгаль рассказывает, что они продолжают сотрудничество с «Галицкими контрактами». Тем не менее сейчас издание активно консультируют главный редактор и директор по маркетингу журнала «Эксперт».

Обострение конкуренции в наиболее привычных для издателей сегментах ежедневной и еженедельной прессы заставило инвесторов обратить свои взоры на менее привлекательные ниши. Как следствие, наметилось движение на рынке деловых ежемесячных журналов. В мае французская медиагруппа Novi Media выпустила первый номер издания «Жизнь и деньги». Как рассказал руководитель проекта Грегори Перрон, компания создана совсем недавно. Ее консультирует издатель из Франции, который ранее сотрудничал с итальянскими, немецкими и французскими медиакорпорациями и выпускал журналы у себя на родине. Novi Media не имеет проектов на территории ЕС, и, по сути, украинское издание — ее первое детище.

«Украина выходит на европейский рынок, и мы наблюдаем большой интерес со стороны западных инвесторов. Это делает ваш рынок привлекательным и для европейских издателей», — отмечает г-н Перрон. Он не сообщает о сумме инвестиций, вложенных в проект, однако утверждает, что их достаточно для проведения рекламной кампании и организации дистрибуции журнала. Грегори Перрон рассчитывает, что издание выйдет на самоокупаемость через 6–8 месяцев. Он также заявляет, что сейчас компания работает над расширением своего портфеля — планируется запуск нескольких проектов, ориентированных на молодежную аудиторию.

Впрочем, наши издатели считают планы французов слишком оптимистичными. По мнению Игоря Ляшенко, сегмент ежемесячных журналов в Украине действительно далек от насыщения. В то же время рассчитывать на лидерские позиции в нем могут либо брэндовое издание, либо отраслевая пресса. «Общий интерес читателей удовлетворяют ежедневные и еженедельные проекты», — полагает он. Главный редактор «Делового журнала» Елена Шрамко отмечает следующие особенности этого сегмента: «Мы, по сути, конкурируем с еженедельниками. Естественно, проигрываем им в актуальности информации — новости совершенно не наш конек. Развитие же сегмента ежедневной прессы заставляет уходить в аналитику и еженедельники. То есть мы опять оказываемся прямыми конкурентами. По нашим прогнозам, читатели, имея такой огромный выбор бизнес-прессы, скорее всего, будут формировать свой пакет литературы следующим образом: по одному новостийному, аналитическому и специализированному изданию».

Игорь Ляшенко уверен, что в ближайшее время начнет активно развиваться сегмент отраслевой ежемесячной прессы. По его словам, выводить на рынок такие проекты планирует и издательство «Экономика». Похоже, такой же позиции придерживается и «Профит-Пресс» («Профиль»). На прошлой неделе стало известно о запуске компанией совместно с Impress Media Inc. (журналы «Твоя Ипотека», Homes Around The World, «Управление недвижимостью» и пр.) специализированного ежемесячного журнала Commercial Real Estate UA.

Неслучайный интерес
Дебют французской компании Novi Media был не единственным визитом западных инвесторов на наш медиарынок. В мае в Украине начал работать крупный швейцарский концерн Ringier AG (чистая прибыль в 2005 г. — $56 млн). Его первым проектом в нашей стране стал таблоид «Блик», шеф-редактором которого назначен бывший заместитель главного редактора газеты «Сегодня» Алексей Газубей. «Украинский газетный рынок, с одной стороны, сравнительно невелик, что не позволяет наращивать тиражи. С другой — в стране проживают порядка 50 млн человек, что делает ее потенциально интересной для издателей», — отмечают в Free Media Ukraine, представляющей интересы концерна в нашей стране. В компании признают, что им придется конкурировать с достаточно раскрученными газетами «Сегодня» и «Факты». Впрочем, главный редактор «Сегодня» Игорь Гужва считает, что его издание лишь частично пересекается с таблоидом, и не прогнозирует оттока читателей к «Блику». Он также отмечает, что работать в сегменте, выбранном Ringier, в Украине не так просто: главную прибыль должна составлять выручка от продажи газеты, ведь рекламодатели пока не балуют своим вниманием подобные проекты. «Доход же от продажи создают высокие тиражи, что возможно лишь при наличии хорошей дистрибуции по всей стране. Поскольку с последним в Украине проблемы, издателю придется тратить немалые средства на формирование сбыта», — уверен он. Как сообщили в компании Free Media Ukraine, их инвестиции, в том числе и на создание собственной сети распространения, составят «много миллионов евро».

Представители компании уверены, что уже в обозримом будущем стоит ожидать прихода в Украину и других западных инвесторов. Их точку зрения разделяет и Игорь Ляшенко. «Это прогнозируемая тенденция, и с каждым годом она будет проявляться все отчетливее. Общение с европейскими издателями показывает, что, действительно, к нашей стране есть реальный интерес. Возможно, они будут искать наименее конкурентные ниши, одной из которых является, к примеру, региональная пресса: позиции национальных изданий там достаточно слабые, а интерес рекламодателей к размещению в местных газетах уже есть», — полагает он. Алексей Погорелов называет несколько причин активизации западных инвесторов. «Во-первых, на рынке еще действительно много свободного места. Во-вторых, рекламные бюджеты в печатных СМИ растут уже который год, что, безусловно, манит издателей. В-третьих, у нас пока не было шумных провалов или банкротств изданий. То есть нет отпугивающей потенциальных инвесторов информации», — говорит г-н Погорелов.

По данным Украинской ассоциации издателей периодической прессы, емкость печатного рекламного рынка в 2005 г. превысила $130 млн. В этом году цифра может вырасти как минимум на 30%, чему будут способствовать увеличение аудитории большинства изданий, выход новых проектов и медиаинфляция. По прогнозам ассоциации, рост цен на рекламу в прессе составит 35–40%. Такую же динамику удорожания рекламных площадей ожидает и директор по работе с клиентами ИРА «Стиль-С» Наталия Петрашенко. «У новых изданий есть все шансы стать востребованными. Рекламные бюджеты увеличиваются вслед за ростом цены входа на рынок: такая ситуация характерна практически для всех отраслей. Количество рекламодателей также растет, и к выбору носителей они подходят более ответственно, чем пару лет назад. Как следствие, происходит сегментация целевой аудитории и распыление бюджетов по изданиям», — уверена она.

Людмила Ксенз

Инф. dsnews


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/17829.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua