Махачкалинский аэропорт ушел с молотка

10 июн, 17:00

Аэропорт достался Керимову почти втрое дешевле, чем ожидалось первоначально.

ОАО «Международный аэропорт Махачкала», близкое к миллиардеру Сулейману Керимову, выиграло конкурс по продаже имущества махачкалинского аэропорта. По данным электронной площадки UТender, в ходе аукциона, состоявшегося 6 июня в Ростове-на-Дону, был сделан всего один шаг от начальной цены в 283,484 млн рублей, в результате чего стоимость аэропортовых объектов составила 297,684 млн рублей. На установление контроля над махачкалинским аэропортом Уйташ у Сулеймана Керимова ушло больше трех лет, но за это время актив значительно подешевел.

Конец затянувшейся агонии

О том, что главным претендентом на аэропорт является именно Сулейман Керимов, стало известно еще в 2010 году, когда президентом Дагестана стал Магомедсалам Магомедов, чью кандидатуру, как считается, миллиардер пролоббировал в Кремле. В феврале 2011 года Росимущество планировало продать 100-процентный пакет акций ОАО «Авиалинии Дагестана», которое на тот момент не только владело аэропортом, но и осуществляло пассажирские перевозки. Стоимость компании в тот момент была определена в 790 млн рублей, главным претендентом на нее считались структуры Сулеймана Керимова, но аукцион тогда не состоялся.
В результате спустя три года аэропорт достался миллиардеру почти втрое дешевле, чем ожидалось первоначально. Это напрямую связано с плачевной судьбой «Авиалиний Дагестана», которые в конце 2011 года лишились права выполнять пассажирские перевозки, приносившие компании основную часть доходов.

 «Авиалинии Дагестана» давно находились на плохом счету у Росавиации, в первую очередь из-за большого количества нарушений правил эксплуатации воздушных судов. Во время одного из инцидентов с дагестанским ТУ-154 в аэропорту «Домодедово» в декабре 2010 года погиб брат тогдашнего президента Дагестана, известный бизнесмен Гаджимурад Магомедов. Все обещания руководства компании заняться обновлением авиапарка, состоявшего из устаревших советских лайнеров, так и остались словами. Были серьезные претензии к «Авиалиниям Дагестана» и у антимонопольщиков, поскольку компания была единственным перевозчиком на маршруте Махачкала – Москва и препятствовала приходу других игроков.

Лишившись права на выполнение полетов, «Авиалинии Дагестана» просуществовали еще полтора года, занимаясь только аэропортовым обслуживанием, но в прошлом сентябре по решению республиканского арбитражного суда компания была признана банкротом. К тому моменту «Авиалинии Дагестана» накопили огромные долги (на 2012 год кредиторская задолженность составляла 443 млн рублей), и надежды на финансовое оздоровление предприятия были крайне призрачными.

Аукцион для своих

Запуск процедуры банкротства означал, что ликвидное имущество «Авиалиний Дагестана» уйдет с молотка для погашения долгов. На аукцион, состоявшийся в минувшую пятницу в Ростове, были выставлены 44 здания и 17 сооружений на территории аэропорта, право аренды земельного участка площадью почти 28 га, аэропортовое оборудование, транспортные средства, оргтехника и различный инвентарь (всего список имущества включает порядка 1200 пунктов). По условиям торгов, их победитель должен в течение четырех месяцев принять на себя обязательства по получению сертификатов на ряд видов аэропортовой деятельности.

На участие в торгах было подано две заявки. Первая, как и ожидалось, поступила со стороны ОАО «Международный аэропорт Махачкала» – компании, которая была зарегистрирована в феврале 2012 года, основным ее владельцем является зарегистрированная на Британских Виргинских островах структура Doxa Investments Ltd, BVI.

​О близости этой компании к Сулейману Керимову свидетельствует то, что в ее совет директоров входят представители фонда «Новый город», основанного миллиардером для реализации девелоперских проектов в Дагестане. Дважды – в конце 2012 года и в феврале этого года – ОАО «Международный аэропорт Махачкала» получало разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение аэропорта. Сначала – в виде покупки «Авиалиний Дагестана», а затем, уже после объявления о банкротстве этой компании, на приобретение ее основных производственных средств.

Вторую заявку на торги подал банк Северный морской путь (ОАО «СМП Банк») братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов, недавно оказавшийся под международными санкциями в связи с украинскими событиями. Судя по тому, что аукцион завершился после первого же шага, банку отводилась роль технического участника торгов, что неудивительно, если вспомнить об одной крупной сделке двухлетней давности.

В 2012 году подконтрольная Сулейману Керимову инвестиционная компания Wandle Holdings, через которую он на тот момент владел 40-процентным пакетом акций Polyus Gold International, разместила в СМП Банке субординированный депозит в размере 100 млн долларов на 61 месяц, включенный в капитал банка. Такой срок размещения средств говорит прежде всего о высоком уровне доверия между партнерами. Представитель Сулеймана Керимова тогда заявил, что у его группы компаний нет сомнений в надежности банка и она доверяет его акционерам. Иными словами, в качестве спарринг-партнера для торгов по аэропорту был выбран оптимальный кандидат.

Самолеты в ожидании полосы

Основной задачей развития махачкалинского аэропорта для его нового владельца станет увеличение пассажиропотока. По итогам прошлого года аэропорт обслужил 507 тысяч пассажиров, продемонстрировав рост на 20%, но потенциал рынка значительно выше, учитывая численность населения Дагестана – почти 3 млн человек.

Для наращивания пассажирского трафика требуется прежде всего привлечение новых перевозчиков, что в свою очередь должно привести к снижению цен на билеты. На данный момент рейсы их Москвы в Махачкалу выполняет 4 авиакомпании – Red Wings, «Газпромавиа», «ЮТЭйр», «ВИМ-Авиа». В конце мая о начале полетов из Махачкалы объявила авиакомпания «Аэросервис», которая будет выполнять рейсы на региональных самолетах Bombardier через аэропорт Минеральных Вод. На пресс-конференции исполнительного директора компании Алексея Савченкова говорилось о снижении стоимости перевозок – в частности, на линии Махачкала – Санкт-Петербург с 12 до 9 тысяч рублей.

Главным фактором, от которого зависит сегодня привлечение в Махачкалу новых авиакомпаний, является скорость работ по реконструкции взлетно-посадочной полосы, которая не реконструировалась с 1960-х годов. Тендер на реконструкцию в апреле выиграла компания «Мостоотряд-99», входящая в группу «Сумма» другого дагестанского миллиардера – Зиявудина Магомедова. Начальная стоимость тендера составляла 2,277 млрд рублей, «Мостоотряд-99» подал на конкурс заявку стоимостью 2,163 млрд рублей.

«Не мешая перелетам, мы все-таки хотим завершить реконструкцию за четыре месяца. Думаю, нам это удастся», – заявил на недавнем строительно-архитектурном форуме «Дагстройэкспо-2014» генеральный директор компании Али Гитинов. После того, как эти работы будут завершены, можно будет утверждать, что долгожданная новая жизнь махачкалинского аэропорта наконец началась.

Рамазан Магомедов

Инф. newsland.com


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/182329.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua