
05 июн, 11:19
Реестр прав на недвижимое имущество — вновь в руках Минюста
Кабинет министров передал в управление Министерству юстиции Центр государственного земельного кадастра, который ранее находился при Государственном комитете по земельным ресурсам. Таким образом, Кабмин на практике реализовал свое намерение передать ведение единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество Минюсту. Это означает, что теперь за Реестр, благодаря которому удалось бы минимизировать махинации на рынке недвижимости и упорядочить земельные отношения, будет отвечать Министерство юстиции. Однако в целесообразности такой рокировки возникают сомнения.
Работа над созданием системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество совершенно безрезультатно ведется в Украине с 1998 года. В разное время эта функция возлагалась то на Министерство юстиции, то на Государственный комитет по земельным ресурсам, однако ни одно из этих ведомств со своей задачей не справилось. Хотя желание, судя по всему, было огромное, потому как войну за получение возможности создавать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество эти два ведомства вели не один год.
И вот очередная победа. Кабинет министров заявил, что передает систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество Министерству юстиции. Госкомзем явно обижен, хотя никаким официальным образом свою обиду еще не высказал. "Никаких документов по поводу передачи Кабмином регистрационных полномочий Минюсту у нас пока нет", — сказали там, добавив при этом, что Госкомзем вести государственную регистрацию уже готов.
Минюст же явно ликует. По версии министра юстиции Сергея Головатого, это министерство и раньше вполне успешно вело Реестр прав собственности на недвижимость, кроме земельной составляющей, а теперь, когда ему официально передана вся система государственной регистрации прав на недвижимое имущество, она успешно заработает уже до конца этого года. Причем без какого-либо дополнительного финансирования. И с Всемирным банком, финансирующим проведение земельной реформы, министр уже договорился.
Начало войны. В начале 1998 года появилось правительственное постановление "О мероприятиях по созданию системы регистрации прав на недвижимое и движимое имущество". Согласно этому документу, функции по созданию системы регистрации возлагались на Министерство юстиции Украины. Этим же постановлением создавалась специальная Межведомственная комиссия, которую возглавил тогдашний первый вице-премьер Юрий Ехануров. Как говорилось в постановлении, главным заданием комиссии является разработка комплекса мероприятий, связанных с созданием и внедрением системы регистрации прав на недвижимое и движимое имущество.
Какие именно мероприятия удалось разработать Межведомственной комиссии, для большинства непосвященных так и осталось тайной за семью печатями. Только через четыре года, 7 февраля 2002-го, Министерство юстиции утвердило Временное положение о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество (от идеи регистрировать движимое имущество на тот момент уже отказались). Этот документ определил, что государственная регистрация — это внесение в Реестр прав собственности на недвижимое имущество записи о возникновении, существовании или прекращении права собственности, осуществляемое БТИ по местонахождению объектов недвижимого имущества. Реестр, согласно положению, — информационная система, содержащая сведения о зарегистрированных правах собственности, субъектах прав, объектах недвижимости, а также правоустанавливающие документы, на основании которых произведена регистрация. Держателем Реестра был определен сам Минюст, а функции программно-информационного обеспечения возлагались на государственное предприятие "Информационный центр" Минюста.
Сразу после этого Кабмин издал еще одно постановление — "О мероприятиях по созданию системы регистрации прав на недвижимое имущество", которым определил, что держателем Государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество, кроме земельных участков, является Министерство юстиции, а держателем Государственного реестра земель — Государственный комитет по земельным ресурсам.
На этом распределение полномочий, казалось, было завершено, и каждое из ведомств занялось своей работой. Минюст, например, утвердил "Порядок ведения Реестра прав собственности на недвижимое имущество", где более четко прописаны организационно-технические вопросы ведения Реестра. И в 2003 году Реестр худо-бедно начал заполняться.
Однако тут в умах высоких государственных мужей зародилась новая идея — сосредоточение функций по ведению Реестра прав собственности на недвижимость и Реестра прав на землю в одних руках с дальнейшим объединением двух реестров в один. В начале 2003 года появился президентский указ "О мероприятиях по созданию единой системы государственной регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав на них в составе государственного земельного кадастра". И естественно, сразу наметилось противостояние между Минюстом и Госкомземом за столь большой кусок пирога.
Вернее, сначала все выглядело более или менее пристойно. В феврале 2003 года был издан совместный приказ Минюста, Госкомзема и Госкомжилкоммунхоза "Об утверждении совместных мероприятий по осуществлению регистрации прав на недвижимое имущество", согласно которому за каждым из ведомств закреплялся "свой" объем работы. Однако в конце концов аргументация Госкомзема победила, и в середине 2003 года Кабинет министров распорядился до 1 января 2005 года создать единый Реестр, держателем которого был назначен Госкомзем, а администратором — государственное предприятие "Центр государственного земельного кадастра" при Госкомземе.
Время Госкомзема. Тогдашний министр юстиции Александр Лавринович с поражением, можно сказать, смирился. По крайней мере, никаких новых "битв" с Госкомземом во времена его работы в министерстве не наблюдалось. После передачи Реестра он лишь отметил, что необходимых технических условий для нормального функционирования системы Реестра в Госкомземе нет. И высказал сомнения относительно способности этого ведомства вести работу по наполнению и содержанию Реестра.
Однако министра Лавриновича тогда никто не послушал. Наоборот, государственные мужи постарались сделать все, чтобы работа по ведению Реестра для Госкомзема была как можно более комфортной. В середине 2004 года Верховная Рада даже приняла Закон "О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений".
Согласно закону, государственная регистрация — это уже не просто внесение в Реестр, а официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения имущественных прав на недвижимое имущество, сопровождаемое внесением данных в Реестр. Держателем Реестра определен центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (то есть Госкомзем), а администратором — Центр государственного земельного кадастра.
Вообще Закон "О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений" — весьма разумный и грамотно выписанный документ, снимающий практически все сложности, которые возникали при государственной регистрации недвижимости ранее. Так, он четко определяет объекты недвижимости и их характеристики, которые должны вноситься в Реестр, предусматривает учет заявлений и запросов к Государственному реестру, конкретизирует порядок проведения государственной регистрации и устанавливает ответственность за нарушение этого порядка, а также определяет полномочия Госкомзема как держателя Государственного реестра.
Кроме того, согласно закону, регистрацию прав на недвижимое имущество проводят не БТИ по месту нахождения объекта недвижимости, а местные отделения Центра государственного земельного кадастра. Правда, Центр государственного земельного кадастра был создан Госкомземом только в начале 2005 года (закон был принят в 2004-м), однако закон предусмотрел и это. Как говорилось в переходных положениях, до создания единой системы органов регистрации прав проводить регистрацию должны БТИ.
Казалось, больше ничего и не надо. Можно спокойно начинать трудиться. Однако единая система регистрации прав на недвижимое имущество под управлением Госкомзема так и не заработала. Руководство Госкомзема объясняло это целым рядом факторов, главным из которых было отсутствие Закона "О земельном кадастре". Этот законопроект несколько раз рассматривался в Верховной Раде, но законодатели так и не пришли к единому мнению, какую же концепцию создания кадастра принять. Концепций было две: одна из них предполагала создание государственного кадастра, вторая — коммунального. На характеристиках этих двух концепций мы даже не будем останавливаться — это тема отдельного большого разговора. Правда состоит лишь в том, что создать систему регистрации прав на недвижимое имущество в составе государственного земельного кадастра, как это предусматривает президентский указ и закон, в отсутствие самого кадастра весьма проблематично.
Новые битвы. В начале этого года Президент Украины Виктор Ющенко заявил, что завершить процесс формирования единого Реестра земли и недвижимости нужно уже в этом году. В ответ Госкомзем пообещал справиться и заверил общественность в успешном запуске системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество уже до 1 июня. Однако, как оказалось, поздно.
В январе 2006 года Минюст, уже под руководством Сергея Головатого, начал новый этап борьбы за ведение Реестра. На этот раз была выбрана новая тактика — министерство обвинило Госкомзем в коррупции и заявило, что он не справляется со своими обязанностями. По словам директора Департамента гражданского законодательства и предпринимательства Минюста Инны Завальной, задержка внедрения системы госрегистрации объясняется неспособностью Госкомзема обеспечить реализацию Закона "О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество".
Свою лепту в окончательную дискредитацию Госкомзема внес Всемирный банк, приостановивший финансирование проекта выдачи государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра из-за "задержек, связанных с неспособностью внедрения единой системы кадастра и регистрации, и медленного прохождения тендерной документации".
В апреле прокуратура города Киевадила уголовное дело по фактам присвоения, растраты и завладения чужим имуществом путем злоупотребления служебным положением должностными лицами государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам".
Победа за министерством. Что дальше? Желание Президента и правительства как можно быстрее сформировать Реестр вполне понятно. 1 января 2007 года заканчивается мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, и если продлить его не удастся, единый Реестр недвижимого имущества и земли окажется более чем востребованным.
С другой стороны, путем простой передачи Реестра из одного ведомства в другое вопрос не решишь. Ведь немало проблем с ведением Реестра у Минюста возникало и до передачи его Госкомзему. Прежде всего это касается БТИ, которые попросту отказались предоставлять информацию Минюсту, ссылаясь на то, что он хочет подчинить их себе. В результате в Реестре не были представлены целые регионы, включая и весь город Киев.
Для сохранения видимости соблюдения Закона "О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений" Кабмин передал Минюсту также Центр государственного земельного кадастра, отделения которого должны непосредственно регистрировать недвижимость. Однако забрать сам кадастр у Госкомзема не получится, поскольку функции по ведению государственного земельного кадастра закреплены за ним Земельным кодексом. А согласно президентскому указу и все тому же закону, система регистрации прав на недвижимое имущество и землю должна создаваться в составе государственного земельного кадастра, а они (то есть система регистрации и кадастр) теперь находятся в управлении разных ведомств.Так что целесообразность ведения единого Реестра именно Минюстом, мягко говоря, не очевидна. Ряд экспертов уже высказали мнение, что решение об очередной передаче Реестра может быть временным. А значит, война еще не окончена.
Ирина Светикова
Инф. versii
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/18317.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua