В крупнейших телеком-компаниях мира начались масштабные сокращения

03 июл, 12:15

Мировой телеком начинает оптимизацию — крупнейшие компании, пытаясь уйти от убытков, сокращают тысячи сотрудников. Эксперты считают, что этот путь придется пройти и "Укртелекому".

Прошлый год третий в мире по величине оператор Deutsche Telekom закончил с 930 млн евро чистой прибыли против убытка в 5,35 млрд евро годом ранее. Одна из причин, позволившая добиться такого результата — поэтапное сокращение издержек путем уменьшения количества рабочих мест.

Рассчитанная до 2015 года программа реструктуризации, предполагающая, в первую очередь, сокращение числа руководителей, стартовала с цифры в 249 тыс. сотрудников. Такую численность составлял общий штат Deutsche Telekom, включая 89 тыс. человек за пределами Германии. Начиная с 2008 года, бывший монополист немецкого рынка телекоммуникаций озвучивал планы по увольнению 32 тыс. человек в течение трех лет. Хотя и с оговоркой: шесть тысяч мест обещано было создать как запасной аэродром в новых отраслях, в частности, проекте по созданию сетей оптоволоконной связи.

Причина та же, что и шесть лет назад: серьезные трудности, связанные с конкуренцией и переходом клиентов к другим операторам. Телеком-гигант терял рынок, прежде всего на родине, уступая провайдерам скоростного интернета и местным телефонным компаниям. Как и в Украине, в Германии наблюдался отток клиентов, использующих традиционные телефонные услуги и сильное ценовое давление на рынке. Услуги широкополосного доступа в интернет не смогли компенсировать убытков обычной телефонии.

Кроме того, сегодня Deutsche Telekom активно продвигает услуги по автоматизации предприятий и бизнес-процессов, комплексные решения по созданию и эксплуатации SAP-систем, разрабатывает ПО, мобильные приложения и предлагает самые разные телекоммуникационные и облачные сервисы. Но, тем не менее, только в нынешнем году от 4 000 до 6 000 человек должны были покинуть фирму в рамках радикальной реорганизации ее IT-консалтингового подразделения T-Systems.

Подобные меры предпринял и "Ростелеком", где в прошлом году под сокращение попало примерно 6 тыс. человек — около 3,5% персонала российского оператора. Согласно подсчетам аналитиков, это позволит получать больше прибыли на оставшихся сотрудников. При этом выручка бывшего госмонополиста отстает от показателей крупнейших мобильных операторов: при ста миллионах абонентов, в ОАО "Ростелеком" на одного человека приходится около $50 тыс. выручки в год. Тогда как в МТС, "Вымпелком" и "Мегафоне" эти показатели держатся на уровне $350 тыс.

В компании рассчитывают, что при неизбежном сохранении отставания от мобильщиков ввиду необходимости поддерживать сети фиксированной связи, сократить разрыв через оптимизацию штата будет вполне возможно. Поэтапное сокращение до 2018 года составит 7-10%. При этом РТ на первом месте в России по количеству абонентов широкополосного доступа в Интернет, предлагает услуги цифрового телевидения, сотовой связи и реализует крупномасштабные государственные программы, например, обеспечивает работу порталов государственных услуг и системы "Выборы", создал систему видеонаблюдения в ходе голосования через веб-камеры. "Ростелеком" построил мощнейшую телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для проведения Олимпийских игр в Сочи и обеспечения телетрансляций, участвует в организации передачи информации во время Единых госэкзаменов.

По пути оптимизации численности персонала в последние годы пошли не только телеком-гиганты, но и крупнейшие ИТ-компании и производители оборудования. Ericsson, крупнейший в мире поставщик технологических решений и услуг для операторов связи, начал сокращать свои огромные штаты в 175 странах мира еще с 2003 года. Американская Cisco Systems в связи глобальной реструктуризацией фирмы и "неопределенностью в мировой экономике" с 2011 по 2013 гг. уволила почти 12 тысяч человек. Официально компания объяснила, что намерена сфокусировать свое внимание на обслуживании самых важных направлений. Кроме того, несколько волн увольнения были связаны с внедрением новых технологий, требующих большей квалификации, но меньшей численности персонала.

Другими словами, в новых условиях сотрудникам нужно быстрее учиться и меняться вместе с компанией, предвидя возможные перемены. По словам директора "Майкрософт Украина" Дмитрий Дмитрия Шимкива, сотрудникам, которые не хотят осваивать новые знания, в компании не место. "Мне, как работодателю, не нужны люди индустриальной эпохи. Мне нужны люди, которые готовы жить в информационной эпохе", — завил он не так давно в интервью газете "Сегодня". Наряду с сокращениями в высокотехнологичном подразделении Deutsche Telekom в прошлом году его американское представительство увеличило абонентскую базу на 4,4 млн новых клиентов. В простом процентном соотношении это означает, что на их обслуживание потребуется меньше затрат.

Очевидно, что по пути минимизации затрат на обслуживание одного абонента придется пойти и отечественному "Укртелекому", так как даже беглое сравнение количества абонентов на одного сотрудника компании говорит не в пользу нынешнего штата.

У бывшего госмонополиста, а ныне частной компании на одного сотрудника приходится 160 абонентов. С учетом прошедшей реорганизации в "Ростелеком" на одного сотрудника приходится 609 абонентов, а после 2018 года будет порядка 640. У немецкого гиганта это соотношение составляет 1 к 700.

Это приводит к ухудшению финпоказателей "Укртелекома", а также к тому, что у компании уровень заработной платы заметно ниже даже в рамках отечественного рынка, ниже мотивация персонала, ниже качество услуг. Это, в свою очередь, провоцирует постоянное уменьшение количества клиентов, а значит и дальнейшее падение. Таким образом, очевидно, что в рамках развития компании для сохранения ключевого персонала, ей в ближайшее время придется сделать то же, что и коллегам в других странах.

Как считает директор по развитию бизнеса и ведущий консультант по подбору управленческого персонала Pedersen & Partners Алекс Дайрабеков, потенциально "Укртелеком" может стать лидером на рынке телекоммуникаций. "Проблема компании очень похожа на актуальный сейчас вопрос люстрации в органах власти и полной перезагрузки бюрократического государственного аппарата. Компания уже меняет топ-менеджерскую команду, что является первой ласточкой на пути полной реструктуризации. Им придется пройти тот же путь, что прошел "Киевстар" в 2004-2005 годах. Я был тогда частью команды, которая кардинально сменила менеджмент, и позже это привело к лидерству компании на рынке. Уверен, что и новым владельцам "Укртелеком" такое по силам", — считает специалист по рекрутингу.

Константин Чирва

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/183607.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua