Кризис заставляет украинцев массово отказываться от отпусков за рубежом

12 июл, 10:00

7,2% украинцев планируют поехать в Карпаты, 6,6% планируют провести отпуск в загородном доме. 4,1% собираются отправиться к родственникам в деревню. А 3% украинцев мечтают поехать за границу.

Украинские туристы решили отложить свой отдых до лучших времен. 62% наших соотечественников не собираются в отпуск вообще — таковы результаты опроса Киевского международного института социологии. Только 7,2% украинцев планируют поехать в Карпаты, 6,6% планируют провести отпуск в загородном доме. 4,1% собираются отправиться к родственникам в деревню. А 3% украинцев мечтают поехать за границу.

Плохое начало

Начало сезона было для турагентств очень неприятным — затяжной экономический и политический кризис довольно сильно повлиял на развитие туристической отрасли вообще, отмечает президент Ассоциации лидеров туристического бизнеса Украины Александр Новиковский.

"Отрасль потеряла около 80% своего потенциала. Отели пустые, транспортники без загрузки, туристические операторы на выезд без загрузки, а внутренний туризм существует самостоятельно, отдельным звеном. То есть, начало сезона было невеселым в целом для туристической отрасли", — отметил Новиковский.

"Если брать общую характеристику, судя по последним 13 годам, это худший сезон. Был кризис 2008 года, кризис 2009 года, но это было более краткосрочное явление, и в большей степени политическое, чем экономическое. Но все равно после политического кризиса, например, 2008-го года, были экономические перепады. И они шли друг за другом. А сейчас — двойной мощный удар в целом: сначала политический кризис, затем экономический, а затем еще один удар — это девальвация гривни", — добавил он. Главной причиной такого спада является то, что туризм не входит в зону первой необходимости.

В общем эксперт отмечает, что стоимость отдыха не изменилась, сравнивая с прошлым годом. "Средний уровень — это 650-750 долларов за одного человека в неделю, с перелетом, питанием, страхованием. Но стоимость изменилась для украинских потребителей в гривневом эквиваленте — увеличилась почти на 30%. Если в прошлом году это было 5200-6000 тыс. грн., то теперь это 7800-9000 тыс. грн. Потому что в этом году курс доллара к гривне — почти 12 грн/$", — сравнил Новиковский.

Поворот не туда

Однако стремительной переориентации из направления иностранного туризма на внутренний не произошло. "Не сказал бы, что есть какой-то взрыв — за границу не поехали, то соответственно, поехали по Украине. Все развивается, как и предполагалось — поток уменьшился, и весьма существенно, как заграницу, так и по Украине. При том что организации в Украине цены не поднимали, а более того, даже опустили по некоторым позициям. Но поток — небольшой. Этот год вообще трудно прогнозируемый — трудно планировать деятельность на сезон, на несколько месяцев вперед", — рассказал Председатель Украинской ассоциации активного и экологического туризма Сергей Пидмогильный.

Тем не менее, в будущем эксперт прогнозирует реализацию такого отложенного спроса. "Реализация отложенного спроса в последующие годы будет 100%. Украина имеет очень большой потенциал. Говорят о нем много, и в разных отраслях. И сейчас он настолько накопился: и возможности есть, и страна большая, может предложить различные условия, удовлетворить различные вкусы туристов. Поэтому если ситуация в стране нормализуется, через несколько лет можно ожидать всплеск, значительную динамику в отрасли", — убежден Пидмогильный.

В Украине выигрывают те регионы, где местная власть заинтересована

Украинский внутренний туризм уже много лет сталкивается с одними и теми же проблемами. И первая очередь — это дороги. "Остальные все проблемные моменты понемногу решаются, но не системно. Появляются какие-то базы отдыха, гостиницы, национальные парки и заповедники приводят себя в порядок. Медиа больше говорят и пишут об Украине. Люди имеют доступ к Интернету — соответственно, знают о ресурсах. Те, кто имеют велосипеды, авто — могут ездить по Украине самостоятельно или группами. Поэтому оживление есть, но оно, к сожалению, не организовано со стороны государства до конца — оно пока не уделяет внимания развитию туризма. И там, где местные органы самоуправления понимают роль туризма, они там прилагают усилия", — отмечает Сергей Пидмогильный.

По мнению Александра Новиковского, западный регион Украины развивается более мощно. "Там есть точечные зоны, которые застраиваются очень сильно. Яркий пример — это Буковель. Вокруг него все развивается достаточно быстро — малые гостиницы, частные хозяйства. Как минимум, до миллиона туристов ежегодно отдыхают в Ивано-Франковской области. Такая же ситуация во Львовской области — курорт Славское. Шацкие озера также принимают большое количество туристов", — рассказал он. Этот отдых ориентирован на более бюджетного туриста, который не готов потратить 650-700 долларов на свой отдых. Поэтому развивать его надо исходя из потребностей времени, когда более половины украинцев решили экономить на отдыхе.

Развитость туристической отрасли в западных областях Украины объясняется не в последнюю очередь и усилиями местной власти. "Те регионы, в которых власть понимает значительную роль туризма, прилагает какие-то усилия, делает маркетинг, привлекает инвестиции в туризм, делает инфраструктурные решения — однозначно развиваются. Когда в документах, в программе прописывается, что нужно сделать и как это сделать, это понимают и инвесторы. И к этому подключаются местные общины, предприятия. Такие регионы, как Карпатский регион, Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковская области, расположены ближе к Европе, и имеют возможности привлекать гранты на реализацию программ", — пояснил Пидмогильный.

"Очень хороший пример — это Каменец-Подольский, который еще в 2004 году сделал такие инициативы и сейчас город совершенно изменился, развивается в том числе центральная туристическая часть. Одновременно Киев не является лидером по развитию туризма. Он выигрывает в силу своего расположения и того, что это столица. Но Львов, например, тоже удачно расположен, и туристическая динамика в нем есть за счет того, что власть уделяет этому много внимания. Люди на месте объединились вокруг идеи туризма. И предприниматели, и граждане понимают, что туризм — это значительная часть экономики. Они внутренне и ментально более готовы к различным неудобствам и проблемам, чтобы город менялся в лучшую сторону. В Крыму тоже были такие инициативы, но сейчас мы сами знаем, какая там ситуация. На других территориях пока такого системного развития нет", — рассказал эксперт.

Большими туристическими ресурсами обладают также Полесье, Поднестровье, Побужье. В общем, для развития отрасли нужно провести общий анализ имеющихся ресурсов, разбить их на так называемые дестинации — территории, которые имеют свои привлекательные для туристов особенности или объекты. "Это то, что нужно делать уже сейчас. Для того, чтобы конкурировать на мировом рынке туризма, Украине нужно структурировать свой туризм, сделать из себя что-то привлекательное. У нас есть много аутентичности, много уникальных вещей, территорий, которые можно развивать под разными брендами", — убежден Пидмогильный.

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/183778.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua