Герман Греф: Необходимо сделать все, чтобы доверие инвесторов к России сохранилось

05 июн, 15:21

- Герман Оскарович, какие рынки являются для России приоритетными? С какими странами, учитывая их политические и экономические особенности, Россия заинтересована развивать экономическое сотрудничество в первую очередь?
- Сейчас Россия успешно интегрируется в глобальное экономическое пространство, усиливается ее взаимодействие с мировой экономикой. В силу своего богатого исторического опыта, огромной территории и выгодного географического положения Россия может и должна ать роль активного ока как на европейском, так и азиатских рынках. Причем ать с учетом определенных приоритетов этого сотрудничества. Они основаны на разной степени интеграции с Европой, Азией и странами постсоветского пространства.

Для международной региональной направленности российской внешней торговли характерно преобладание европейского вектора сотрудничества. Около 64% всего товарооборота в 2005 году приходилось на страны ЕС. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем из-за взаимовыгодных интересов. Все очень просто: в России имеются энергоресурсы, необходимые Европе, в Европе – высокие технологии и социальные стандарты, которых не хватает России. Однако уязвимость этого экономического сотрудничества для России заключается в преобладании в российском экспорте энергоносителей. Необходимо понимать, что возможности его ограничены.

В то же время, расширение и освоение новых рынков для России вряд ли целесообразно выстраивать в одном европейском направлении. Осуществление важнейшей стратегической задачи – диверсификацию экономики и экспорта легче осуществить, развивая азиатский вектор сотрудничества, прежде всего со странами постсоветского пространства и Китаем. Потому как в этом направлении в российском экспорте в меньшей степени преобладает ресурсная составляющая, а в большей – продукция отраслей переработки. Важно, что на азиатском направлении, в отличие от европейского, в торгово-экономических отношениях появились элементы производственной кооперации.

Хочу отметить также, что в последние три года на российской экономике положительно сказывается рост экспорта китайских товаров, особенно китайских машин и оборудования, так как их продукция сочетает в себе доступность и хорошее качество. В результате российская промышленность становится более конкурентоспособной.
Таким образом, у России появляется возможность и необходимость развивать экономическое сотрудничество в двух направлениях: европейском и азиатском.

- На чем основываются позитивные экономические преобразования России последних лет? В какой степени этому процессу способствует производство и продажа сырья и, в частности, энергоносителей?
- Говоря откровенно, положительная динамика основных макроэкономических показателей последних лет – это результат одновременного сочетания нескольких факторов. Конечно, во многом экономическим ростом мы обязаны внешнеэкономической конъюнктуре. Но не только. Сейчас сказываются и ранее проведенные реформы в экономике, развитие рыночных институтов, рост объемов привлекаемых инвестиций, в том числе иностранных - и портфельных, и прямых.

В то же время нельзя не отметить сильное влияние сырьевого фактора. Не секрет, что российский бюджет более чем на треть сформирован за счет налоговых поступлений и платежей из нефтегазового сектора. Благодаря сверхдоходам бюджета, обусловленным благоприятной экспортной конъюнктурой рынка энергоносителей, правительству удалось сформировать значительного размера Стабилизационный фонд и накопить запас золотовалютных резервов. Это является, с одной стороны, стабилизирующим фактором в экономике на случай резкого падения цен на нефть, с другой стороны, это источник формирования таких новых институтов частно-государственного партнерства, как Инвестиционный фонд.

Мне представляется, что в основе успешности любых реформ лежат два фактора: первый - выбор правильной целевой модели и, второй - гибкий набор инструментов реформ, которые будут соответствовать особенностям конкретной страны. В нашем случае это - следование принципам рыночной экономики в сочетании с национальными интересами России. Это самое главное.

- Сводки мировых информационных агентств свидетельствуют о макроэкономической стабилизации в России и успешном переходе страны к рыночной экономике. На что направлен в настоящее время процесс экономических реформ? В чем видит свои ближайшие приоритетные задачи Министерство экономического развития и торговли России?
- Да, действительно, в России продолжается экономический рост. Уже более семи лет. Ведь ВВП с 1999 по 2005 год вырос в полтора раза, при этом наша страна продолжает демонстрировать более высокие темпы роста промышленности и ВВП, чем экономически развитые страны мира и мировая экономика в целом. Мы уступаем пока лишь некоторым развивающимся странам и странам СНГ.

По итогам 2005 года ВВП России вырос на 6,4% . В то же время, для сравнения: рост ВВП Японии составил 2,8%, США – 3,5%, СНГ – 7%.

В целом достигнута макроэкономическая стабильность. Потребительский спрос растет и его поддерживает рост реальных доходов населения. Инвестиции в основной капитал увеличились в 2005 году к предыдущему году на 10,7%. Однако, стоит признать, в целом рост инвестиций концентрируется в сырьевых производствах, на транспорте и в отрасли связи. Благоприятна динамика по прямым иностранным инвестициям, хотя они пока еще малы по сравнению с масштабами российской экономики. Надо отметить, что за I квартал 2006 года их поступило вдвое больше, чем за весь прошлый год.

Экспорт, в отличие от прошлых лет, сейчас перестает быть доминирующим фактором роста экономики. Уже в 2005 году произошло замедление темпов роста физических объемов экспорта (в первую очередь – нефти).

Продолжается рост золотовалютных резервов: сейчас их объем составляет чуть больше 236 миллиардов долларов, и это подняло Россию на четвертое место в мире (после Китая, Японии и Тайваня).

Устойчивую ситуацию в экономике существенно поддерживает укрепление финансового положения страны - в 2005 году доходы федерального бюджета составили 23,6% ВВП, а профицит бюджета - 7,5% ВВП. В свою очередь, Стабилизационный фонд РФ, объем которого сейчас составляет 1800 миллиардов рублей (около 64 млрд. долл.), обеспечивает хорошие возможности для предотвращения кризисных ситуаций в финансовой сфере даже, если ухудшится внешнеэкономическая конъюнктура.

Однако ситуация с инфляцией все еще остается достаточно сложной. При этом в 2005 году ее показатели были ниже уровня предшествующего года - 10,9% против 11,7%. Мы следим за динамикой цен и можно сказать, что в 2006 году снижение инфляции до уровня в 8-9% – задача вполне реальная. А к 2009 году – до 4-5%. Темпы роста инфляции в марте и апреле ниже прошлогодних показателей, и рост потребительских цен за 4 месяца текущего года заметно ниже прошлогоднего уровня - 5,4% против 6,5%.
Таким образом, по темпам экономического роста в среднесрочной перспективе Россия по-прежнему будет опережать развитые страны, хотя и несколько отставать от Китая и ряда других стран с переходной экономикой. Темпы роста экономики ожидаются на уровне порядка 6% в год.

Для поддержания и ускорения экономического роста намечена реализация новой инновационно - инвестиционной стратегии социально-экономического развития, которая направлена на преодоление зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры.

Эта новая стратегия позволит нам использовать имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы развития. Такие как научно-технический, кадровый и природный потенциал, в частности геоэкономические преимущества, значительный инвестиционный потенциал, а также сформированная нормативно-правовая база экономики, создающая основу для притока инвестиций и развития бизнеса.

Успешная реализация инновационно - инвестиционной стратегии станет возможной еще и благодаря улучшению инвестиционного климата, снижению налоговой нагрузки на бизнес и административных издержек, осуществлению ряда институциональных преобразований, а также определенной финансовой поддержке со стороны государства.
Эти средства будут направлены на финансирование важнейших национальных проектов, развитие ключевых секторов и отраслей экономики. Будет уделено большое внимание таким сферам, как фундаментальные и прикладные научные исследования, авиастроение, разработка новых материалов, биотехнологии, исследование космоса, информационная индустрия и связь, транспортная инфраструктура, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и другие.

Одновременно очень важную роль в ускорении экономического роста сыграют финансовые институты развития – такие, как Инвестиционный фонд, Венчурный инновационный фонд, Российский Банк Развития, а также особые экономические зоны. Они позволят начать реализацию проектов, основанных на частно-государственном партнерстве.

И все-таки основная движущая сила ускорения экономического развития России и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе - это рост инвестиций. Благодаря тому мультипликативному эффекту, который получится в результате государственных вложений и улучшения в целом инвестиционного климата в 2006-2009 годах, мы планируем, что приток прямых иностранных инвестиций ежегодно будет составлять до 37 миллиардов долларов США. Способствовать этому будет еще и присвоение более высокого инвестиционного рейтинга России на международном уровне, и вступление России в ВТО.

- Какие новые меры применяет правительство РФ для привлечения капиталовложений в Россию?
- Наш подход к привлечению иностранных инвестиций не отличается существенно от подхода всех развитых стран. Мы приветствуем инвестиции независимо от страны их происхождения. Российское законодательство предоставляет иностранным инвесторам национальный режим инвестирования, но с некоторыми исключениями, которые обусловлены соображениями национальной безопасности. В целом же, мы стремимся создать для них наиболее благоприятные условия.

В прошлом году практически одновременно были запущены три новых для России инвестиционных механизма, которые достаточно широко распространены в мировой практике. Речь идет о концессиях, особых экономических зонах и Инвестиционном фонде. Концессии являются наиболее ярким инструментом государственно-частного партнерства. Сегодня они весьма актуальны для России, так как государство нуждается в дополнительном финансировании для развития инфраструктуры.

Одновременно у нас начали динамично развиваться особые экономические зоны. И иностранные инвесторы проявляют большой интерес к их возможностям. Сейчас российским законодательством предусмотрены два вида таких зон – промышленно-производственные и технико-внедренческие. В перспективе появятся еще портовые и туристско-рекреационные. Закон о туристических зонах 26 мая текущего года был одобрен Советом Федерации и ждет подписания Президентом.

Наконец, закон об Инвестиционном фонде предусматривает прямое государственное участие в крупных инвестиционных проектах. Первый конкурс по отбору таких проектов уже проведен. Заседание Инвестиционной комиссии по отбору проектов, претендующих на поддержку за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, пройдет 14 июня в рамках Х Петербургского международного экономического форума.

Разумеется, эти новые инструменты будут эффективны только в случае комплексного подхода по улучшению инвестиционного климата в целом. Поэтому сейчас основные направления работы в этой области – это снижение инфляции, обеспечение конвертируемости рубля, сокращение административных барьеров, снижение налоговой нагрузки в экономике, упорядочение законодательной базы по недропользованию и допуска иностранных инвесторов в другие стратегические сектора, а также развитие новых институтов в финансовой сфере (биржевые облигации).

Опросы иностранных инвесторов показывают, что зарубежные компании, работающие в России, оценивают российский инвестиционный климат значительно лучше, чем о нем принято думать за рубежом. Непрозрачность и недостаточность информации о России в зарубежных средствах массовых информаций существенно сдерживают приток прямых иностранных инвестиций в нашу страну.

Таким образом, объективное информирование мирового сообщества об экономическом потенциале России чрезвычайно важно. Для этого мы используем все возможные источники – это и международные форумы, конференции, выставки и специализированные справочные издания для инвесторов.

Поэтому наличие в России площадки для ежегодных встреч деловой и политической элиты международного уровня является вопросом государственной важности. Такой площадкой обещает стать Петербургский международный экономический форум, который пройдет 13-15 июня в Санкт-Петербурге.

В этом году свое участие в нем подтвердили первые лица таких международных корпораций, как Майкл Кляйн (Ситигруп), Питер Сазерленд (Голдман Сакс), Ричард Вагонер (Дженерал Моторс), Стивен Форбс (Форбс). Мы прилагаем все усилия к тому, чтобы этот Форум стал тем практическим инструментом для бизнеса, который позволяет преодолевать барьеры, разделяющие наши страны, как географические, так и информационные.

Для достижения этой цели Форум должен иметь интересные темы и идеи не только для России, но для всех зарубежных стран. В этом году и впоследствии ежегодно на Форуме будут обсуждаться самые острые и актуальные вопросы, возникающие в мировой экономике в связи с процессом глобализации.

- Что нужно сделать России для того, чтобы добиться ее приема в ВТО? И что конкретно это вступление принесет иностранным инвесторам?
- Сейчас Россия ведёт переговоры по следующим направлениям: согласование условий доступа на рынок товаров и услуг, переговоры по сельскохозяйственной проблематике и переговоры по системным вопросам. Процесс переговоров находится на завершающей стадии. Обсуждение условий с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Однако остаются нерешенными весьма сложные вопросы, такие как уровень внутренней поддержки сельского хозяйства, защита интеллектуальной собственности и финансовые услуги.

Россия ведет переговоры о присоединении к ВТО с 1995 года. Основная задача России на переговорах – это получение условий ства в ВТО, которые исключали бы ущемление ее прав в сфере международной торговли. И обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг, а также эффективную защиту внутреннего рынка.

В свою очередь, наша страна уже выполнила большинство требований, содержащихся в существующих соглашениях ВТО. Мы значительно либерализовали свой внешнеторговый режим. Практически завершена работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Мы считаем, что по уровню либерализации российские предложения по доступу на рынки товаров и услуг, как минимум соответствуют параметрам обязательств либерально настроенных ов ВТО, а по ряду показателей - даже лучше их. Таким образом, присоединение России к ВТО реально улучшает условия работы европейских компаний на российском рынке.

Россия с момента присоединения будет выполнять свои обязательства по всем соглашениям ВТО, включая соглашения об интеллектуальной собственности, по ветеринарным и фитосанитарным мерам, не требуя при этом никаких переходных периодов. С этой целью Россия еще до присоединения привела свое законодательство в соответствие со всеми требованиями ВТО, включая таможенное администрирование, а оставшиеся, в основном технические изменения, будут сделаны в течение ближайших месяцев.

Проведенная работа обеспечивает иностранным компаниям, работающим у нас в стране, стабильную и предсказуемую правовую среду для развития торговли и привлечения инвестиций, снижение административных барьеров, общее улучшение инвестиционного и предпринимательского климата. Улучшение условий для бизнеса и инвестирования – лучший стимул для притока капитала в страну. Сейчас доверие инвесторов к России повысилось. Необходимо все сделать для того, чтобы эта тенденция сохранилась.

Инф. rian


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/18380.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua