В обход Босфора и Дарданелл

06 июн, 09:16

Началась коммерческая прокачка нефти по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан»

В воскресенье в турецком порту Джейхан завершилась погрузка первой партии сырья из новой магистрали на танкер. Этот день можно считать началом экспорта углеводородов из Каспийского региона в обход проливов Босфор и Дарданеллы.

4 июня владельцы нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» завершили заполнение магистрали сырьем. Для этого потребовалось около 10 млн. барр. углеводородов. В этот же день специалисты погрузили первую партию нефти на английский танкер British Hawthorn.

Торжественное открытие последнего и самого длинного участка артерии -- турецкого -- запланировано на июль. Эта часть протяженностью 1 076 км включает в себя четыре компрессорных станции и морской терминал с семью резервуарами общей емкостью 7 млн. барр.

Условия позволяют одновременно загружать энергоносителем два танкера дедвейтом до 300 тыс. тонн. Таким образом, можно говорить, что первый маршрут поставок сырья с Каспия в обход проливов Босфор и Дарданеллы, наконец, заработал.

Напомним, что трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» был построен в 2005 году. До этого экспортеры нефти поставляли свой товар потребителям через упомянутые морские коридоры. Однако часто это было сопряжено с определенными неудобствами. Например, через Босфор каждый год свыше 50 тыс. судов, из которых 5,5 тыс. -- танкеры. Такому количеству кораблей нелегко курсировать через ворота, ширина которых на самом узком участке составляет всего лишь 700 м.

К тому же турецкие власти недовольны сильной загруженностью своего коридора. В связи с этим они прибегают к различным ограничениям. Например, суда, которые имеют право на проход через Босфор, обладают дедвейтом 120-200 тыс. тонн. В 2002 году страна ввела новые ограничения, которые значительно замедлили транзит танкеров через пролив. Постановления, в частности, предусматривают запрет на проход судов длиной более 200 м в ночное время. Другие регулятивные меры, а также плохие погодные условия создают огромные корабельные пробки. Нередко задержки длятся более 20 дней. А простой обходится перевозчикам примерно в 50 тыс. долл. в сутки.

Поэтому в качестве альтернативного маршрута был построен трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» длиной 1,767 тыс. км, мощностью 1 млн. барр. в сутки или же 50 млн. тонн в год. Акционерами являются: ГНКАР (Азербайджан, 25%); British Petroleum (Великобритания, 30,1%); TPAO (Турция, 6,53%); Statoil (Норвегия, 8,71%); Unocal (США, 8,9%); Itochu (Япония, 3,4%); Amerada Hess (США, 2,36%); Eni (Италия, 5%); TotalFinaElf (Франция, 5%); INPEX (Япония, 2,5%) и ConocoPhillips (США, 2,5%).

Запуск «Баку-Тбилиси-Джейхан» заметно изменит направление экспортных потоков каспийской нефти. Пока что сырье транспортируется по по двум основным маршрутам -- «Баку-Новороссийск» и «Баку-Супса». Протяженность первого из них -- 1,4 тыс. км, а пропускная способность -- 5 млн. тонн нефти в год. Мощность второго -- 7,4 млн. тонн в год. В то же время «Баку-Тбилиси-Джейхан» способен прокачать до 50 млн. тонн в год.

Более того, высокая плата за транспортировку по магистрали «Баку-Новороссийск» (а она сейчас составляет 15,67 долл./т) также существенно повлияет на выбор экспортного маршрута. Правда, руководство российской «Транснефти» полагает, что видимых изменений не произойдет.

"Трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» еще предстоит на деле доказать свою конкурентоспособность с российским маршрутом «Баку-Новороссийск». Нас не смущает возможность снижения потребности азербайджанской стороны в российском трубопроводе", -- заявил вице-президент компании Сергей Григорьев.

Чтобы прокачивать все экспортные объемы азербайджанской нефти, достаточно одного только «Баку-Тбилиси-Джейхан». Страна сегодня добывает более 20 млн. тонн в год. Из них за рубеж отправляется примерно 69% -- 14,4 млн. тонн сырья. А такого количества явно недостаточно, чтобы заполнить магистраль мощностью 50 млн. тонн в год хотя бы наполовину. Артерия дает возможность восточному государству отказаться от более затратных вариантов, в том числе и от украинской трубы «Одесса-Броды».

Инф. economica


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/18449.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua