10 замечаний к концепции налоговой реформы правительства

14 авг, 10:30

Эксперт группы "Налоговая реформа" РПР о том, почему инициатива Кабмина качественно не повлияет на налоговую систему Украины, а в некоторых моментах сделает ее еще хуже.

6 августа Правительством была представлена концепция реформирования налоговой системы Украины, которая предусматривает следующие направления реформирования:

1. Сокращение количества налогов и сборов с 22 до 9, путем отмены налогов удельный вес которых занимала незначительную долю в бюджете Украины и объединения отдельных налогов в один. По сути для налогоплательщика изменится только название — изменение размера и механизма начисления правительством не отмечалось, поэтому делать выводы еще рано.

2. Перевод на места налогов налога на недвижимое имущество и фиксированный сельскохозяйственный налог, который будет объединен с единым налогом, увеличит поступления в местные бюджеты и будет способствовать заинтересованности местных органов власти в эффективном сборе этого налога, но, учитывая что объем этих налогов незначителен, существенно на местные бюджете это не повлияет.

3. Правительство учло то, о чем давно говорили специалисты в области аудита, налогообложения и бухгалтерского учета. Было анонсировано, что налог на прибыль будет определяться на основе стандартов финансовой отчетности и только три вида налоговых разниц будут учтены при определении прибыли до налогообложения.

4. По реформе налогообложения аграрного сектора: учитывая то, что в Европе дотации сельскохозяйственным производителям составляют миллиарды долларов, то отмена спецрежима приведет к снижению конкурентоспособности наших производителей по отношению к европейским, что негативно повлияет на эту отрасль.

5. Относительно уменьшения налоговой нагрузки на заработную плату. Действительно, значительный размер налоговой нагрузки способствовал развитию выдачи зарплаты в "конвертах", теневому обороту и т.д. Правительство предлагает уменьшить ставку на зарплату, превышающую минимальную, и предложил 2 варианта: первый — ставку на минимальную заработную плату оставить на том же уровне что и при существующей системе, а на сумму превышения применять ставку 19%; второй вариант — ставка на минимальную зарплату увеличить до 41%, а для суммы превышения — применять 15%. Первый вариант при выплате до двух минимальных зарплат увеличивает нагрузку, а после приводит к меньшим начислений чем при первом варианте.

Таким образом, большинство предприятий почувствуют сокращение ЕСВ не более чем на треть. Нагрузки на заработную плату, если не будут меняться ставки НДФЛ (а правительство предлагает их напротив увеличить), уменьшится с 54,5% до 42,3% что оставляет Украину с самой высокой налоговой нагрузкой на зарплату в Европе.

6. Относительно налога с доходов граждан, правительство предлагает применять прогрессивную шкалу по 6 вариантам. Учитывая социальное расслоение Украины, что выражается в значительной разнице между заработными платами самых бедных и самых богатых слоев населения, то для компенсации уменьшения ЕСВ такой подход можно считать целесообразным. Вместе с тем, в трех из шести вариантах ставка увеличивается до 20% для лиц, зарабатывающих больше 6090 грн, 3654 грн и 1218 грн. соответственно, то есть правительство вновь предлагает увеличить налоговую нагрузку на необеспеченные слои населения. При этом эти варианты нивелируют анонсированное снижение единого социального взноса.

7. Увеличение НДФЛ на пассивные доходы в 3 раза фактически будут сдерживать инвестиционную деятельность в Украине.

8. Относительно декларирования единого окна для представления отчетности, то это не будет иметь существенного эффекта, ведь большинство предприятий сдают отчетность в электронном виде.

9. Децентрализация имеет лишь декларативный характер без всякого наполнения.

10. Нельзя не вспомнить реформу налога на добавленную стоимость, которая уже принята парламентом, в частности, это внедрение спецсчетов и электронного реестра. Его внедрение существенно усложняет учет НДС на предприятии, увеличивает нагрузку на бухгалтеров и приведет к тому, что предприятия будут вынуждены платить этот налог намного раньше, чем это чем это предусмотрено действующим Налоговым кодексом.

Итак, анонсированная налоговая реформа не улучшает состояние налоговой системы в Украине, а некоторые предложения существенно ухудшают ее. Концепция экономического развития оказался мыльным пузырем без реальных изменений, которых ожидает бизнес в Украине.

Илья Несходовский

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/185175.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua