Фискальный хеппи-энд

06 июн, 14:42

Реформа налогового администрирования, работа над которой шла почти полтора года, близится к завершению. В июле Госдума примет во втором чтении законопроект, который полностью изменит правила налогового контроля. Предпринимателям и чиновникам удалось найти общие мнения по большинству вопросов. В результате с 1 января 2007 года налоговики лишатся права требовать неограниченное количество документов при проведении камеральной проверки, а срок выездных инспекций будет жестко ограничен временными рамками. Однако по одному из принципиальных вопросов - внесению в Налоговый кодекс презумпции добросовестности налогоплательщика - бизнесу и власти прийти к компромиссу так и не удалось.

История вопроса
Реформа налогового администрирования началась еще весной 2005 года. Тогда в обмен на отказ от планов по снижению ставки НДС предпринимателям было обещано кардинальное улучшение правил налогового контроля. В Минфине, получив от президента Владимира Путина указание "слушать бизнес", создали рабочую группу, состоящую из представителей крупнейших предпринимательских объединений, чиновников Минфина, ФНС, а также депутатов Госдумы, задачей которой стала разработка поправок в НК, устраивающих обе стороны. В марте-апреле 2005 года прошло несколько заседаний группы, на которых бизнесмены пытались разработать совместно с чиновниками такие поправки. Правда, тогда переговоры фактически провалились: потратив два месяца на переговоры с бизнесом, Минфин внес в правительство законопроект, который во многом не устраивал предпринимателей. После того как законопроект был принят Госдумой в первом чтении, ряд депутатов подготовили к нему более 700 поправок. Однако Минфин выступил против каких бы то ни было изменений одобренного в первом чтении варианта законопроекта, и переговоры фактически зашли в тупик.

Сдвинуть процесс обсуждения с мертвой точки получилось в ходе второго раунда переговоров в рамках рабочей группы, на котором компромисс по многим вопросам все же был найден. Впрочем, по двум поправкам, которые вводят в Налоговый кодекс понятие презумпции добросовестностиналогоплательщика и ужесточают ответственность за нарушение закона со стороны налоговиков, прийти к общему мнению предпринимателям и Минфину так и не удалось.

О чем договорились
С 1 января правила проведения камеральных и выездных налоговых проверок, а также процедуры предоставления документов и сдачи отчетности изменятся до неузнаваемости.

На прошедшем неделю назад совещании у министра финансов Алексея Кудрина и главы администрации президента Сергея Собянина предприниматели и чиновники зафиксировали позицию по всем главным вопросам. Впрочем, о большинстве из них еще в мае рассказал в интервью "Бизнесу" замминистра финансов Сергей Шаталов. В частности, речь идет о правилах камеральных проверок. "Перечень документов, которые можно истребовать, будет ограниченным и закрытым,- пообещал Шаталов.- Налоговые органы будут иметь возможность запросить у налогоплательщиков дополнительную информацию и документальные подтверждения по тем или иным спорным вопросам. Но речь не идет о тотальном предоставлении всех документов. Налогоплательщик в свою очередь будет иметь право самостоятельно определить, какие документы он должен представить, чтобы ответить на поставленные вопросы.

То есть налогоплательщик получит право выбирать, какую дополнительную информацию и в каком объеме предоставить налоговому органу".

Также Минфин согласился пересмотреть сроки проведения выездных инспекций и порядок назначения повторных проверок. Сейчас сотрудники налоговых органов могут растянуть время выездной проверки практически до бесконечности и назначить повторную инспекцию по любому поводу. С 1 января 2007 года срок проверки будет ограничен тремя месяцами с возможностью ее приостановления на девять месяцев (в исключительных случаях - еще на три месяца). Срок проверки может быть "заморожен" в случае проведения экспертизы, встречной проверки контрагентов, необходимости направления запроса в налоговые органы иностранных государств или для того, чтобы перевести документ (к примеру, копию договора с иностранным контрагентом) с иностранного языка.

"Но, приостановивпроверку, он прекращает отношения с проверяемым: не запрашивает документы, не требует пояснений по тем или иным обстоятельствам, а проводит самостоятельную аналитическую работу",- рассказывал "Бизнесу" Сергей Шаталов. Все эти изменения и были одобрены на совещании у руководителя администрации президента Сергея Собянина.

Спорные вопросы
На данный момент у ведущих переговоры представителей бизнеса и чиновников Минфина осталось только два несогласованных вопроса. Первый касается ужесточения наказания для налоговых инспекторов (вплоть до лишения свободы на 10 лет) за умышленное причинение вреда налогоплательщику. Предприниматели считают, что налоговики должны нести такую же ответственность за свои преступления, как и предприниматели, однако Минфин выступает категорическим противником таких поправок.

Второй вопрос, по которому сторонам не удается прийти к компромиссу,- это презумпция добросовестности налогоплательщика. Напомним, что при подготовке законопроекта ко второму чтению депутаты Андрей Макаров и Наталья Бурыкина предложили дополнить статью 3 НК новым пунктом, в котором сказано, что "налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана".

Однако, по мнению Сергея Шаталова, понятие "добрая совесть" относится к моральноэтическим категориям, "которые не должны присутствовать в налоговом законодательстве". Арбитром в этом споре должен выступить Конституционный суд, который решит, можно ли исключить термин "недобросовестность" из правового поля без внесения в НК термина "добросовестность".

Если КС решит, что сделать это невозможно, будут созданы предпосылки для внесения поправок в НК, считают представители бизнеса.

Алексей Савкин

Инф. b-online


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/18566.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua