Когда киевский метрополитен полностью откажется от жетонов

19 ноя, 10:30

Почему метрополитен избавляется от жетонов и поможет ли переход на бесконтактные карты сократить убытки ведомства.
 
С 10 ноября на трех станциях киевского метрополитена — "Кловская", "Театральная" и в одном из вестибюлей станции "Героев Днепра" — была остановлена продажа жетонов через кассу. Теперь жетоны можно купить исключительно через автоматы в вестибюле станций. Отметим, что уже больше месяца закрыта продажа жетонов на станции "Почтовая площадь". В ближайшей перспективе — закрытие продажи жетонов на станции "Нивки". С чем связаны такие изменения и когда метрополитен полностью перейдет на бесконтактные карточки, выясняло Delo.UA.

Утерянный проезд

Внедрить в Киеве электронный проезд власти хотели еще в 2013 году. А с 1 января 2014 года должна была стартовать реформа по переходу коммунального транспорта на единый электронный билет. Но реализовано так ничего и не было. Теперь "электронная реформа" коснулась метрополитена.

Вывод жетонов из оборота станет "спасательным кругом" для ведомства — ежемесячно столичная подземка теряет сотни тысячи гривень из-за так называемого "ухода" жетонов. "В месяц "уходит" до 100 тыс. жетонов. Пассажиры покупают жетоны, но не используют их для проезда в метро: увозят в другой город, теряют, дают поиграть детям. Из-за этого Киевский метрополитен теряет около 100-150 тыс. грн в месяц", — отмечает глава пресс-службы Киевского метрополитена Наталья Макогон.

Экс-заместитель главы КГГА Руслан Крамаренко называет и другие выгоды от внедрения бесконтактных карт. Первая — за счет автоматизации процесса сбора выручки удастся существенно сократить затраты ведомства. "Например, в коммунальном предприятии "Киевпасстранс" на сегодняшний день затраты на сбор составляют около 30% от самой выручки. После перехода на электронные билеты этот показатель будет снижен до 8%. В коммунальном предприятии "Киевметрополитен" ситуация немного лучше, но суть от этого не меняется", — поясняет Руслан Крамаренко.

Вторая — после внедрения бесконтактной карты стало меньше "зайцев", ведь пассажирам стало удобнее и быстрее оплачивать проезд. Кроме того, уменьшились хищения, так как исчез человеческий фактор — все делает автоматика.

Перспектива

Как рассказывают в столичной подземке, ближайшая перспектива — это внедрение возможности осуществления разовых поездок в метро. "Вопрос того, как будут осуществляться разовые поездки, находится на стадии обсуждения. В любом случае он будет осуществляться с помощью карточки. Пассажир сможет приобрести ее за 7 грн, пополнить, а после поездки сдать карточку в кассу и вернуть потраченные на нее деньги", — утверждает Макогон.

Что касается полного отказа от жетонов, то из оборота они должны исчезнуть на протяжении 2015 года (сейчас в обороте метрополитена 1,1 млн жетонов — ред.).

В то же время, как признают в Киевском метрополитене, отказ от жетонов не решит проблему убыточности ведомства. Напомним, что "Киевский метрополитен" в январе-сентябре 2014 года получил 435,9 млн грн убытка, что на 63,4% больше, чем за аналогичный период 2013 года.

Советник главы КГГА по вопросам транспорта Александр Кава в интервью Delo.UA объяснял, что киевская подземка убыточна в первую очередь из-за тарифа. Потому уход от "пластмассового проезда" хоть и станет позитивным шагом, который поможет "убрать" так называемый теневой оборот жетонов, но исключить убытки он не сможет. Как отмечал Александр Кава, чтобы сократить убытки, необходима оптимизация расходов, повышение эффективности подвижного состава.

"Переход на электронную карточку не соотносится к убыткам метрополитена, убытки будут сокращать другими методами. На сегодняшний день льготников в метро около 60 категорий. Каждый четвертый пассажир метрополитена — льготник, а компенсацию из бюджета метрополитен получает за трех из четырех льготников", — поясняет Наталья Макогон.

Одним из способом борьбы с льготниками стал проект "Карточка киевлянина" (теперь право на бесплатный проезд в метро имеют только владельцы этих карт). Как поясняет Руслан Крамаренко, метрополитен всегда запрашивал компенсацию из расчета в 84 тыс. льготников. Когда стали выдавать карточку, оказалось, что по разным категориям льгот проходили одни и те же люди, и их просто суммировали. "В итоге оказалось, что у нас 53 тыс. льготников. Но что еще интереснее — только 30% из них ежедневно пользуются метрополитеном. В итоге ежемесячная компенсация стала составлять не 12 млн грн, как это выходило по расчетам, а 4 млн грн — по факту", — резюмировал Крамаренко.

Инна Рослик

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/188581.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua