Нефтепровод в обход России?

09 июн, 10:26

Предложение Виктора Ющенка диверсифицировать поставки нефти и газа в Европу через Украину в обход России обретет экономическое содержание, если его поддержат Казахстан и Азербайджан. Точнее, американские нефтяные компании, работающие в этих странах.

Об «энергетическом диалоге трех морей» украинский Президент заявил на этой неделе. Озадаченность стран так называемого «оранжевого пояса» (Украина, Грузия, Молдова) политикой России в области экспорта энергоресурсов совпадает с европейскими опасениями относительно дальнейшей зависимости ЕС от российской нефти и газа. Уверенные в своих производственных мощностях, россияне делают далеко идущие прогнозы относительно своего диктата на европейском энергорынке.

Так, на днях министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко заявил, что к 2030 году Россия будет контролировать 65% европейского импорта газа. Сегодняшние схемы и география поставок энергоносителей в Европу дает все основания для столь амбициозных прогнозов. Впрочем, Брюссель такие перспективы не обнадеживают, и он всерьез задумывается о диверсификации поставок топлива. Ведь выбор довольно ограничен: между Газпромом, работу которого еврочиновники называют непрозрачной и между политически нестабильным Ближним Востоком.

Альтернативу российско-арабскому импорту предложил на этой неделе Виктор Ющенко на форуме «Черное море – за диалог и партнерство», который проходил в Бухаресте. Украинский президент предложил «новый формат сотрудничества между странами Балтийско-Черноморско-Каспийского региона и ЕС, который объединит все заинтересованные стороны - поставщиков, транзитеров и потребителей энергоносителей». В переводе с дипломатического это означает призыв построить систему поставок азербайджанской и казахской нефти, которая добывается на Каспии (поставщики) через Грузию и Украину (транзитеры) в страны Евросоюза (потребители). Политико-экономической надстройкой цепи поставщики-транзитеры может стать ГУАМ. Промышленным базисом транзита – украинско-польский нефтерпровод Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск и порт Донузлав – демилитаризованный крымский узел, который должен приумножить транзитные возможности Украины.

Существенным недочетом ющенковской модели европейской энергобезопасности является большое количество стран, которые должны присоединится к проекту. Настораживает и разнонаправленность экономических интересов потенциальных партнеров. Поставщикам – Азербайджану и Казахстану по большому счету все равно, куда поставлять свое сырье – лишь бы цены и объемы были приемлемыми. Подтверждением этому является налаживание Астаной поставок своей нефти в Китай (25 мая запущен нефтепровод Атасу-Алашанькоу мощностью 20 млн.т в год). Потребители, то есть Европа, не слишком заинтересованы в большом количестве посредников. Об этом свидетельствует участие ЕС в совместном с Россией проекте сооружения Североевропейского газопровода, по которому голубое топливо будет непосредственно поставляться из российского Выборга по дну Балтийского моря в Западную Европу.

Наиболее заинтересованной стороной являются транзитеры – Грузия и Украина. Но политико-экономический потенциал стран недостаточен для того, чтобы инспирировать процесс альтернативных поставок энергоресурсов в Европу. Брюссель довольно долго тянул с выделением гранта в EUR 2 млн. на технико-экономическое обоснование достройки нефтепровода Одесса-Броды до польского Плоцка. А в выделении Евросоюзом средств собственно на сооружение артерии, которая и должна стать мостом между Каспием (трубопроводом Баку-Супса, далее танкерами до Одессы) и Балтикой (нефтепровод от Одессы должен дотянуться до балтийского порта Гданьск), есть все основания сомневаться. Поляки неоднократно заявляли о том, что завершить проект под силу лишь компаниям, добывающим нефть на Каспии. Намек на американские корпорации, прежде всего Chevron Texaco, которая имеет бизнес одновременно в Казахстане и Азербайджане.

Можно допустить, что американский капитал поддержит энергетическую инициативу Виктора Ющенко. Заокеанские корпорации уже продемонстрировали свою склонность к рискованным мероприятиям с каспийской нефтью, когда взялся за проект строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Эксперты, преимущественно российские, выдвигали немало аргументов относительно строительства 1767-километрового трубопровода через сложный кавказский ландшафт, территории курдский сепаратистов, экологически рискованную Боржомскую долину. Тем не менее, нефтерепровод стоимостью $ 3,6 млрд. и мощностью 50 млн. т в год был сдан в эксплуатацию. Сейчас идут переговоры об интеграции в этот проект Казахстана.

Тем временем Chevron Texaco заявляет о необходимости сооружения новых нефтепроводов в обход Босфора и Дарнданелл. «Я не думаю, что один нефтепровод (в обход проливов, имеется в виду Баку-Тбилиси-Джейхан) будет достаточен. Возможно, потребуется два, а может, и пять», - заявил управляющий директор Chevron Eurasia Гай Холлингсворт. В свете этих деклараций заинтересованность американской компании в достройке Одесса-Броды до Плоцка выглядит вполне вероятной – менеджмент компании и до этого неоднократно заявлял о своем желании участвовать в этом проекте. Не исключено, что ради получения дополнительного рычага влияния на Европу американцы пойдут на солидные инвестиции в альтернативные проекты обеспечения ЕС энергоресурсами.

Проект «трех морей» по-своему привлекателен и для Азербайджана – энергоресурсы страны позволяют ей стать одновременно и экономическим локомотивом ГУАМ и влиятельным оком на европейском рынке. Президент этого кавказского государство косвенно подтвердил свою солидарность с Виктором Ющенко. «Мы сейчас думаем над возможностью изменения наших планов по разработке газового месторождения Шах-Дениз, так как в мире растет потребность в газе. Сегодня Европа уделяет большое внимание энергетической безопасности. В этой связи вес и важность Азербайджана возрастает, а в отдельных случаях она может даже превратиться в решающий фактор», - заявил на этой неделе Ильхам Алиев.

На Каспии есть еще один заметный ок - Иран. Исламская республика тоже не против усилить свое присутствие в Европе. Тегеран уже сегодня наладил экспорт газа через Азербайджан в Грузию. В качестве перспективных проектов рассматривается строительство нефтепровода Иран-Армения-Грузия-Черное море-Украина-Европа стоимостью $ 10 млрд. В случае, если стране удастся избежать международной изоляции из-за национальной ядерной программы, она, скорее всего, станет партнером проекта «трех морей».

Жизнеспособность каспийско-балтийской энергетической модели должна проявится в инвесторской активности. Если в течение ближайших месяцев европейские и американские корпорации не предложат конкретных бизнес-планов, процесс будет похоронен в многочисленных и многосторонних переговорах политиков. Тем временем россияне продолжат строительство Североевропейского газопровода, который еще более усилит позиции Газпрома на рынке Евросоюза.

Константин Воздвиженский

Инф. glavred


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/19079.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua