Дешевле грязи

13 июн, 12:34

Откровенный демпинг на рынке автострахования чреват массовыми невыплатами клиентам и разорением страховщиков

Навар
На рынке автострахования процветает демпинг. По разным оценкам, до 30% страховщиков, предлагающих клиентам программы “автокаско”, занижают тарифы в целях привлечения клиентов. Ставки на “полное автокаско”, рекламируемые некоторыми компаниями, составляют в среднем 3,52-4% страховой суммы (при среднерыночных 4,5-7%).

“Демпинг очень популярен на уровне автосалонов: страховые компании, которые не получили аккредитацию (не имеют с банком договора о сотрудничестве. — Ред.) в банках, активно предлагают заемщикам, приобретающим автомобиль в кредит, купить страховку по заниженным ценам”, — рассказывает Григорий Волкодав, председатель правления СК “Орадон”. Откровенно демпингуют обычно компании, недавно вышедшие на рынок и стремящиеся быстро нарастить портфель рисков (объем премий). К таковым относятся также страховщики, рассчитывающие в скором времени продать подороже свои компании иностранным инвесторам. Нередко идут на снижение тарифов и компании, стремящиеся быстро привлечь деньги для решения своих финансовых проблем. “Это, по сути, — финансовая пирамида: они (компании. — Ред.) привлекают клиентов и за счет их платежей выплачивают пострадавшим. Пока имеет место увеличение портфеля, они на плаву, но остановка роста будет означать их банкротство”, — считает Александр Кузнецов (см. также БИЗНЕС №6 от 06.02.06 г., стр.50-53).

Не стесняются работать по заниженным ставкам и компании, предлагающие полисы обязательного страхования автогражданской ответственности водителей (ОСАГО). Любопытно, что, по данным Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ), средний тариф по “автогражданке” в целом по стране не превышает 195 грн., что почти на 100 грн. ниже базового платежа, установленного государством.

В среднем андеррайтинговая нетто-убыточность (соотношение объема страховых выплат и страховых сборов) компаний по автострахованию составляет 65-70%. Такие показатели связаны, в частности, и с тяжелой ситуацией на дорогах. Только за I квартал этого года в Украине произошло 24,8 тыс. ДТП по вине водителей. Для сравнения: за весь прошлый год в стране произошло 35,7 тыс. ДТП, в которых травмированы почти 50 тыс., а погибли 5,5 тыс. человек.

Из полученных премий часть денег страховщики обязаны резервировать для последующих выплат, остальное идет на оплату труда сотрудников, урегулирование убытков, налоги, а в случае с “автогражданкой” — и на отчисления в МТСБУ (5% страховых платежей). В итоге, расходы на организацию автострахования составляют 25-30% собранных платежей, а общая рентабельность бизнеса редко превышает 5% даже у крупных компаний. У большинства же страховщиков показатели прибыли и того меньше, а иногда встречаются и явные убытки. “Есть убыточные компании, у которых уже сейчас наблюдаются серьезные проблемы с выплатами. В этих компаниях меняется руководство, акционеры пытаются влить дополнительный капитал и закрыть этот вопрос. Если это удается, компания может проскочить, если нет, то начнутся проблемы”, — говорит Вячеслав Черняховский, председатель правления УАСК “Веста”.
По оценкам актуариев (специалистов в области страховой статистики. — Ред.), оптимальный тариф, позволяющий покрыть операционные расходы страховщика на “автокаско”, в Украине составляет 6-7% страховой суммы, а на “автогражданку” — не менее 291 грн. ($55, базовый тариф, установленный Госфинуслуг). Для сравнения: в России тарифы на “автокаско” — 8-12% от страховой суммы, а на ОСАГО — в среднем $66.

Стоимость полисов ОСАГО (на 01.04.06 г.), экспертные оценки, грн.

Image





ОБЪЕМ рынка автострахования в 2005 г., млрд грн.

Image



Отдача
Низкие цены на автостраховку таят в себе массу опасностей. Во-первых, они могут обернуться финансовыми проблемами или даже банкротством для страховщиков, не сумевших грамотно выстроить резервную политику. В свое время банкротства страховых компаний в Польше, а затем и в России были вызваны тем, что страховщики сформировали большой портфель автотранспортных рисков и не смогли обеспечить их резервами. В итоге, когда начались массовые выплаты, некоторые компании оказались просто неплатежеспособными. “Все зависит от структуры портфеля транспортных рисков и его доли в общем портфеле компании. Если он занимает значительную часть, значит, риск неплатежеспособности компании очень высок”, — уверен Юрий Иванько, председатель правления “Общества актуариев Украины”. При возникновении финансовых проблем восстановить платежеспособность демпингующим компаниям бывает трудно даже с учетом перестрахования своих рисков. “Демпингующие компании, как правило, перестраховывают риски по еще более низким тарифам. Но профессиональный перестраховщик, понимая все последствия демпинга, будет работать только по рыночным тарифам. Принимать риски под низкие тарифы означает брать на себя убытки в будущем. На это мало кто согласится”, — отмечает Алла Волошина, председатель правления перестраховочной компании “Лидер Ре”.

Во-вторых, низкие тарифы, как правило, предлагаются страховыми компаниями клиентам в “комплекте” с дополнительными ограничениями по выплатам, предусмотренным в договоре (см. также БИЗНЕС №20 от 15.05.06 г., стр.50-54). Речь идет, в частности, о высоком размере франшизы (сумма ущерба, которую клиент должен уплачивать самостоятельно), завышенной шкале определения износа автомобиля, запутанной и сложной процедуре урегулирования убытков. Такие уловки страховщиков помогают немного корректировать убыточность, однако для клиента очень опасны. “Следствием ценового демпинга является ухудшение потребительских качеств договоров страхования — откровенное нарушение порядка выплат либо отказы в возмещении по любой мало-мальски подходящей причине. Ведь при осуществлении коммерческой деятельности нельзя работать себе в убыток. По крайней мере, постоянно”, — считает Леонид Киперман, заместитель председателя правления СК “НОВА”. Прибыльность тарифа на “автокаско” также зависит от того, на каких условиях и насколько качественно в будущем будет осуществляться восстановительный ремонт автомобиля. На сегодняшний день единых стандартов определения стоимости этого ремонта нет, а цены в разных СТО могут существенно отличаться. Соответственно, чем ниже тариф, тем больше шансов в случае аварии получить некачественный или неполноценный ремонт автомобиля.

Учитывая приход новых иностранных оков, заявляющих о быстром завоевании рынка, демпинг в секторе автострахования, скорее всего, будет процветать еще очень долго. “Демпинг приводит к уменьшению общей рентабельности автострахования. Демпингующие компании просто мешают зарабатывать деньги другим страховщикам”, — уверен председатель правления одной страховой компании. Конец “беспределу”, по мнению участников рынка, может положить только банкротство ряда демпингующих компаний. В свое время аналогичный сценарий разворачивался в России, где в первый год после введения в действие закона об ОСАГО около десятка страховщиков оказались на грани банкротства и потеряли лицензии. В случае банкротств на рынке прогнозируется массовое повышение тарифов до оптимального уровня. Правда, доверие граждан к страховым компаниям в этом случае может снизиться еще больше.

Уровень выплат по рисковым видам страхования, в том числе по автострахованию, 2005 г., %

Image




 

Юлия Перепечаенко

Инф. business


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/19332.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua