Банкиры предлагают объединяться в рамках СНГ

14 июн, 11:08

Страны СНГ вместе имеют огромный экономический потенциал, тем не менее каждая стремится занять порой скромное место в мировой экономике самостоятельно. В этом отличие СНГ от ЕС.

Ассоциация региональных банков России (Ассоциация «Россия») подготовила концептуально-аналитический доклад «К становлению в СНГ оптимальной модели экономического взаимодействия». Его основой стали исследования экспертов Ассоциации и материалы, полученные от коллег по Международному координационному совету банковских ассоциаций стран СНГ, Центральной и Восточной Европы (МБС), который возглавляет президент Ассоциации «Россия» Александр Мурычев.

В недавнем послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию отмечалось, что на пространстве СНГ идет активный поиск оптимальной модели взаимодействия. Имеется в виду создать такую экономическую систему, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников. Цель предлагаемого доклада - помочь поиску этой системы.

Пока нет общей для всех стран СНГ модели экономического взаимодействия. В результате появляются самостоятельные субрегиональные интеграционные объединения различных групп стран, которые в то же время остаются ами СНГ.

Доклад рассматривает возможные модели экономического взаимодействия, которые могли бы быть приемлемы для всех 12 участников Содружества, сказал Александр Мурычев. Мы исходили из того, что вне СНГ каждая группа стран, входящая в субрегиональное объединение, может выражать собой малый или средний экономический потенциал, и только взятые вместе в СНГ – крупный, открывающий возможность всем членам занять достойное место в мировой экономике и политике.

Создание более совершенной модели экономического взаимодействия в СНГ - одно из важных средств решения актуальных проблем, стоящих перед всеми странами Содружества, отметил А. Мурычев. В числе таких проблем видятся, прежде всего, перевод национальных экономик на рельсы инновационного развития, обновление основных производственных фондов. Это те основные факторы, от которых во многом зависит ускорение экономического роста, решение социальных задач.

При этом разработчики доклада не использовали элементы, свойственные ЕС. К этому пока нет предпосылок. Ведь основатели ЕС встали на путь интеграции, будучи суверенными государствами с давно сложившимися национальными экономическими и финансовыми системами, собственными валютами. Решив интегрироваться, они проявили готовность передать часть своего экономического суверенитета наднациональным органам. В рамках ЕС действует верховный орган (Европейский Совет на уровне глав государств и правительств); законодательный (Совет министров); исполнительный (Комиссия ЕС – КЕС); консультативный орган (Европейский парламент, контролирующий деятельность КЕС и Совета министров, утверждающий бюджет ЕС) и орган надзора за соблюдением правовых норм (Суд ЕС).

Странам СНГ, напротив, после распада СССР предстояло укрепить политическую и экономическую самостоятельность, создать собственные экономические и финансовые системы, т.е. пройти путь, предварительного размежевания. Это и предопределило особенности становления и развития в СНГ экономической интеграции.

Институциональная структура СНГ принципиально иная, она межгосударственная. В отличие от ЕС, где материальной основой интеграционного процесса служат многочисленные совместные финансовые фонды, в СНГ их нет, кроме общего бюджета для содержания его органов.

Различаются и цели ЕС и СНГ. Стратегическая цель ЕС: превратить его в супергосударство, создав валютно-экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни; укрепить позиции в мировой экономике и мировой политике, выступая центром, независимым от США и Японии.

Страны СНГ видят важное направление внешнеэкономической политики в развитии мирохозяйственных связей за пределами Содружества. На них приходится около 2/3 всего объема его внешнеторгового оборота. Занять достойное место в мировой экономике и политике каждая страна СНГ стремится, прежде всего, самостоятельно, далеко не всегда координируя свои действия с другими участниками, отметил Александр Мурычев. На эти реалии важно ориентироваться в поиске оптимальной модели экономического взаимодействия, с одной стороны, не копируя чужой опыт, с другой – учитывая объективные закономерности развития интеграционного процесса, которые можно считать универсальными для всех государств мира.

Инф. klerk


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/19500.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua