У табачников сдали нервы. Ажиотаж вокруг никотинового вопроса резко ухудшил показатели отечественной табачной отрасли

14 июн, 15:30

Излишнее внимание чиновников самого разного уровня к проблеме ия (причем революционных решений принято так и не было) дестабилизировало табачную отрасль. Сейчас вместо привычного роста она демонстрирует спад производства. Эксперты затрудняются даже предположить, что же будет, когда хотя быину идей законотворцев реализуют на практике.

Рынок обкурился
Табачная отрасль, в последние годы демонстрировавшая оптимистические темпы роста, начала сбавлять обороты. По данным ассоциации «Укртабак», в 2005 г. производство ет увеличилось на 12 млрд шт. (до 120,2 млрд) по сравнению с предыдущим. Но уже в этом сезоне, как прогнозирует менеджер по корпоративным вопросам компании JT International в Украине, Закавказье и Молдове Александр Авазашвили, табачники, скорее всего, выйдут на прошлогодние результаты. Такого же мнения придерживается и управляющий по корпоративным вопросам компании «Реемтсма Украина» Юрий Кишко. «Табачные компании достигли максимального уровня, в первую очередь, по дистрибуции товара. Поэтому в дальнейшем возможен или стабильный уровень производства, или его небольшой спад», — полагает он. Президент ассоциации СОВАТ Вячеслав Демчак утверждает, что спад производства уже начался. По его данным, за пять месяцев этого года в Украине выпущено 43,9 млрд шт. табачных изделий, что на 2,7 млрд шт. (на 6%) меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Больше всего сократили производство «Галахер», «Филип Моррис» и ОAО «Прилуцкая табачная фабрика», небольшой прирост есть у JTI, «Реемтсма», а также Украинской табачной компании, «Дюбека», — рассказывает г-н Демчак.

По его мнению, общий спад производства связан с ожиданием законодательных изменений на рынке. В прошлом году активно обсуждалось введение более высоких акцизных ставок, а также был принят закон об ограничении ия, предусматривающий ужесточение норм для производителей (с 2007 г. запрещено маркировать еты как легкие, суперлегкие и пр.). Кроме того, рынок постоянно живет в ожидании запрета рекламы табачных ТМ. «Все это вносит дисбаланс в отрасль и заставляет производителей замораживать свои инвестиционные планы до лучших времен», — считает Вячеслав Демчак. А вот Юрий Кишко полагает, что пока о спаде производства говорить рано. Неутешительную статистику он объясняет тем, что производители, ожидая ужесточения налогового законодательства в конце 2005 г., сформировали складские запасы.

Достаточно пессимистические количественные показатели табачного рынка существенно скрашивает качественная составляющая. Эксперты сходятся во мнении, что в течение последних лет етный рынок существенно подорожал. Хотя, по данным Юрия Кишко, 80% продаж по-прежнему приходится на товар стоимостью до 2 грн. за пачку, наметился рост в более высоких ценовых сегментах, что связано с повышением платежеспособности украинцев. С ним согласен и менеджер по корпоративным вопросам компании «Бритиш Американ Тобакко Украина» Сергей Макаренко. «К примеру, доля ет стоимостью свыше 3 грн. за пачку увеличилась с 16,9% в 2004 г. до 19,9% в 2005 г. Весьма динамично — на 60% за год — повышается сегмент тонких ет (slims). Если до недавнего времени они позиционировались в основном в премиум-сегменте, то в прошлом году появились новые ТМ в среднеценовой нише. В то же время доля самых дешевых ет без фильтра за прошлый год снизилась с 8,4 до 6,8%. Как показывает начало этого года, такие же тенденции сохранятся и в нынешнем сезоне — за пять месяцев рост продаж в высшем и среднем ценовых сегментах составил 9%», — утверждает г-н Макаренко.

Дымовая завеса
Между тем, как отмечает Александр Авазашвили, поскольку емкость внутреннего рынка не меняется (порядка 85 млрд шт. в год), дальнейшие показатели отрасли будут во многом зависеть от экспорта. На сегодняшний день украинские еты курят в странах СНГ (Беларусь, страны Закавказья, Молдова), Иране, Израиле и др. «Но возможность расширения экспортных рынков определяется, в первую очередь, законодательством стран. Оно же в последние годы постоянно ужесточается, что ставит под сомнение динамичное увеличение поставок отечественных ет на внешние рынки. К примеру, акцизная ставка на импортные еты в Грузии составляет $0,33/пачка, тогда как на местные — $0,22/пачка, что делает более выгодным производство внутри страны и ставит импортеров и местных производителей в неравные условия», — говорит г-н Авазашвили.

Ситуация усугубляется явным избытком табачных производственных мощностей, которые оцениваются как минимум в 25%. Вдобавок в этом году сразу две компании — «Филип Моррис» и «Бритиш Американ Тобакко» — объявили об обновлении производства. «Филипп Моррис» открыла новую фабрику под Харьковом, рассчитанную на выпуск 32 млрд ет в год. Даже если учесть, что, скорее всего, на нее просто перенесется производство с харьковской площадки, возможности изготовителя все равно увеличатся на 2 млрд шт. в год. По словам Сергея Макаренко, летом этого года будет завершена реконструкция Прилуцкой табачной фабрики, что позволит оптимизировать производственные процессы.

Вячеслав Демчак считает, что изготовители инвестируют в совершенствование производства, в первую очередь, ради снижения себестоимости продукции. «И компании не зря затягивают пояса, ведь новые инициативы чиновников могут заставить их изрядно потратиться», — уверен он. Имеется в виду, прежде всего, проект Налогового кодекса, который предусматривает увеличение ставки акциза с 2007 г. с сегодняшних 5 грн. до 8 грн./1тыс. шт. для ет без фильтра и с 11,5 грн. до 15 грн./1 тыс. — для ет с фильтром. «Если норма будет введена, компаниям придется уплатить на 470 млн грн. налогов больше, чем при существующих ставках», — отмечает Вячеслав Демчак. «Нормы, содержащиеся в проекте нового Налогового кодекса, прописаны таким образом, что наибольшая налоговая нагрузка ложится на самые дешевые еты, тогда как табачные изделия дороже 4 грн. за пачку, наоборот, подешевеют на 9–30 коп. Такая схема может привести к тому, что уже через год в Украине не останется ет, дешевле 2 грн./пачка, а через два года их минимальная стоимость будет составлять 2,5 грн./пачка. Понятно, что в такой ситуации могут резко увеличиться контрабандные поставки ет», — прогнозирует Юрий Кишко.

«Если сейчас доля контрабанды благодаря сбалансированной налоговой политике не превышает 2–3%, то с новыми акцизами мы можем вернуться к показателю 2000 г., когда как минимум 30% табачного рынка было в тени», — резюмирует г-н Демчак. Сергей Макаренко не исключает, что к негативным последствиям для рынка может привести и запрет табачной рекламы, сам факт которого уже ни у кого не вызывает сомнения. «С изменением маркетинговых стратегий участников рынка возможен его новый передел. Ведь компании, которые смогут быстрее адаптироваться к новым условиям, имеют все шансы переманить потребителей конкурирующих ТМ», — подытожил Александр Авазашвили.

Людмила Ксенз

Инф. dsnews


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/19574.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua