19 июн, 11:25
Система дорог Украины проходит период радикальной перестройки, благодаря которой она будет приведена в соответствие со стандартами ЕС. Правительство осознает, насколько неэффективно используется транзитный потенциал Украины, и хочет построить на его основе транспортный коридор между Европой и Азией.
В Украине проложено 16,200 км дорог государственного значения и около 153,000 км дорог местного значения. Примерно треть из них уже износилась. В прошлом году правительство приняло пятилетний план, согласно которому приоритетной задачей является модернизация уже существующих дорог, большинство из которых было построено еще в 1960-е годы, и не соответствуют современным требованиям.
План также предусматривает строительство новых дорог, которые соединят Украину с соседними странами, в том числе с Россией и Польшей. Основная задача правительственного плана - в течение последующих пяти лет привести все дороги Украины к действующим стандартам.
Председатель Государственной службы автомобильных дорог Украины («Укравтодор») Вадим Гуржос говорит, что это – огромная работа, требующая серьезного финансирования. «Мы не можем за государственные деньги строить новые дороги, потому что бюджетных денег всегда будет не хватать. Дороги весьма дороги».
Европейский банк реконструкции и развития инвестировал 75 млн. евро (51 млн. фунтов стерлингов) в проект транспортного соединения главных городов Украины с венгерской границей. Первый этап проекта завершен, и ЕБРР пообещал выделить кредит на сумму 100 млн. евро на реализацию второго этапа, который завершится в 2010 году.
«Укравтодор» планирует также развивать систему платных дорог, финансируемых через инициативу государственного и частного финансирования, а также надеется заинтересовать зарубежных инвесторов. Правительство Украины понимает, что без разносторонних инвестиций вывести транспортную инфраструктуру на необходимый уровень будет практически невозможно.
«Дороги – это артерии экономики, - говорит Вадим Гуржос. – С них начинается ее развитие. Я надеюсь, что за последующие 10 лет ситуация изменится, и мы начнем зарабатывать деньги не только за счет платных дорог, но и за счет новой инфраструктуры, которая будет создана».
Закон, регулирующий строительство платных дорог, был принят еще в 1998 году, но до сих пор ничего не было сделано в направлении строительства самих дорог.
Вадим Гуржос говорит, что до недавнего времени правительство не могло гарантировать высокий поток автомобилей по платным дорогам, и это являлось причиной того, почему инвесторы не хотели участвовать в проекте.
В прошлом году был принят закон, разрешивший правительству разделить риски с частными инвесторами, которые возьмут на себя ответственность за строительство и содержание дороги.
Под понятием «модель эксплуатационной готовности» подразумевается то, что дорога будет бесплатной, пока правительство или его партнер не придут к выводу, что за проезд по ней можно начинать брать деньги.
Эксплуатируя дорогу в качестве такой модели, государство предоставляет частным лицам гарантию того, что договоренность остается в силе, и ежегодно выплачивает им небольшую сумму денег. Договоренность позволит правительству выполнить поставленные задачи, не накапливая долги, и осуществить планы по строительству сети дорог в Украине.
Вадим Гуржос говорит, что самое главное в государственно-частном партнерстве (PPP) – это прозрачность работы задействованных государственных структур. «В проекте заинтересованы чиновники всей уровней, пока что все проходит гладко. Многих инвесторов интересует вопрос политической стабильности государства, потому что за большими проектами стоят большие деньги». // The Observer, Великобританія
Мерайке Питерc (Marijke Peters)
Инф. uk2watch
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/19949.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua