20 июн, 09:10
Правительство сочло, что госпредприятиям необходимо согласовывать любые внешние займы с Минфином, Минэкономики и Фондом госимущества. Чиновники убеждены, что таким образом можно будет удешевить долг государственного сектора. Но потенциальные заемщики считают, что привлечение средств за рубежом, наоборот, подорожает.
На минувшей неделе Кабинет министров обнародовал распоряжение №334-р, которое является попыткой правительства упорядочить долговую политику госпредприятий. Власть намерена предоставлять согласие на осуществление внешних займов лишь после согласования проектов соответствующих кредитных договоров с Министерством финансов, Министерством экономики и Фондом госимущества. Сейчас, напомним, свои планы по займам с Минфином должны согласовывать муниципалитеты.
Конкретный порядок согласования внешних займов предприятий с упомянутыми ведомствами должен определяться их совместным приказом. Этого документа пока нет. Но, как сообщил «Эi» источник в Минфине, основные его принципы уже разработаны. «Правительство будет регулировать процентную ставку, оценивать цели займа, регулировать долговую нагрузку различных отраслей экономики»,— поделился информацией чиновник министерства.
Участники рынка уже обеспокоены такими планами властей. «По-хорошему, правительство не должно вмешиваться в долговую политику субъектов хозяйствования, пускай даже в государственном секторе экономики. Во-первых, три разных ведомства будут согласовывать кредитные соглашения «русский месяц» (ввиду повышения стоимости денег в мире, это само по себе повлияет на стоимость займов не лучшим образом.— Ред.). При этом очень часто они имеют весьма разные взгляды на потребности разных секторов экономики. Во-вторых, правительственный «одобрямс» приведет к тому, что стоимость займов вырастет, так как рекомендации неспециалистов снизят эффективность кредитования»,— заявил «Эi» руководитель одного из госпредприятий — потенциального заемщика за рубежом.
«Волюнтаристам» возражает советник министра экономики Сергей Яременко. «Нет необходимости выпускать всех желающих на внешние рынки. Они будут привлекать ресурсы по разным ставкам, тем самым повышая долговую нагрузку на бюджет»,— считает Сергей Александрович. По его словам, большинству госпредприятий вообще не следует занимать за рубежом. «Нужно действовать централизованно — государство под свои рейтинги привлекает капитал, а затем раздает своим субъектам хозяйствования»,— считает г-н Яременко. Эксперт сетует на то, что до сих пор не принят закон «О государственном долге» (соответствующий законопроект разработал и активно продвигал народный депутат прошлого созыва Владимир Майстришин.— Ред.). Дескать, неясно, что к нему относить — только правительственные кредиты, либо долги всех госпредприятий. «Все долги, которые могут в случае дефолта лечь на бюджет, нужно держать на поводке»,— уверен советник.
От себя добавим, что государство является неэффективным собственником. Соответственно, зачем позволять такому владельцу влезать в долги, да еще и перед нерезидентами? Как минимум решение, позволять или нет, должно зависеть от того, какие цели преследует заемщик, привлекая кредит. Если речь идет о замещении старых долгов, к таким намерениям необходимо относиться осторожно. А если предприятие намеревается вложить деньги в свое развитие — тогда многоступенчатое согласование и пересогласование может плохо отразиться на планах государства взрастить экономику. Государству следовало бы разделить заимствования, идущие на покрытие недостающих доходов (проедание), и корпоративные кредиты под инновационные проекты, которые на свои средства правительству реализовать не по силам. Это реконструкция коммунального и дорожного хозяйства, массовое внедрение энергосберегающих технологий на производстве и развитие альтернативной энергетики.
Инф. e-finance.com.ua
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/20091.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua