Что мешает развитию инвестиционного рынка в Украине?

20 июн, 10:54

Из-за недостаточного внимания со стороны государства к развитию рынков капитала в Украине остаются нерешенными принципиальные для дальнейшего развития институтов совместного инвестирования вопросы. Об этом сообщил в ходе пресс-конференции генеральный директор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Евгений Григоренко.

По его мнению, развитие рынка инвестиций сдерживается из-за недоверия инвесторов-физических лиц к финансовым учреждениям вследствие негативного опыта 90-х годов (обесценивание вкладов людей в Сбербанке СССР, обман со вложением денег в трасты), а также вследствие сегодняшней политической нестабильности в стране. «Это не дает возможности эффективно использовать потенциал инвестиционного рынка и ограничивает его финансовую базу», – считает он.

Остается низким уровень информированности граждан о специфике и основных условиях деятельности институционных инвесторов, представляющих небанковский финансовый сектор. «Такое положение дел не позволяет в полной мере использовать возможности накопления сбережений граждан, препятствует формированию более благоприятного отношения с их стороны к инвесторам», – подчеркнул Е. Григоренко.

По мнению гендиректора УАИБ, одним из важнейших нерешенных вопросов является низкий уровень корпоративной культуры в обществе. Законодательное регулирование деятельности акционерных обществ остается на уровне требований первых приватизационных процессов в Украине и давно не соответствует процессам сегодняшнего дня. В национальном законодательстве отсутствуют эффективные механизмы защиты прав миноритарних инвесторов, нет разделения АО на «публичные» и «непубличные» с соответствующей дифференциацией требований к ним, – говорит гендиректор УАИБ. Несовершенство существующего корпоративного законодательства порождает высокий уровень рисков портфельного инвестирования в акции отечественных эмитентов и к снижению инвестиционной привлекательности этого финансового инструмента.

Затягивание процесса консолидации биржевой торговли и принятия в этой сфере единых стандартов деятельности также сдерживает развитие инвестиционного рынка. «Следствием такого состояния дел является непрозрачность механизмов ценообразования на рынке ценных бумаг, невозможность корректной оценки текущей рыночной стоимости ценных бумаг, которые находятся в портфелях ИСИ и НПФ», – говорит Е. Григоренко.

Среди нерешенных вопросов развития рынка он назвал следующие.
– Отсутствие новой Программы приватизации объектов государственной собственности, которая предвидела бы реальные механизмы участия в приватизационных процессах портфельных инвесторов, расширение влияния фондового рынка на процессы приватизации, в частности, путем справедливого воздействия на ценообразование акций стратегических предприятий.
«Это бы не только повысило спрос на акции предприятий, но и расширило бы возможности для инвестирования средств, аккумулированных небанковскими финансовыми учреждениями», – подчеркнул гендиректор УАИБ.

– Отсутствие надежной системы регистрации прав собственности на ценные бумаги. В первую очередь это касается неурегулированной сферы депозитарной деятельности.

– Снижение темпов проведения в Украине пенсионной реформы, в частности, внедрение накопительной системы обязательного государственного пенсионного страхования. По словам Е. Григоренко, это не только создает дополнительную нагрузку на госбюджет, но и не дает возможности использовать пенсионные накопления в качестве инвестиционных ресурсов. Кроме того, промедление с запуском накопительного фонда увеличивает с каждым шагом стоимость внедрения этой системы.

– Регулярные попытки пересмотра принципов функционирования системы негосударственного пенсионного обеспечения в интересах компаний по страхованию жизни. Соответствующие законопроекты предполагают неоправданное расширение роли и полномочий страховых компаний в системе негосударственного пенсионного обеспечения; введение ограничений прав застрахованных лиц на использование пенсионных накоплений, сформированных за счет средств работодателей.

– Распространение условий страхового законодательства на системы администрирования, сохранения и управления пенсионными средствами, привлеченными в состав страховых резервов компаний по страхованию жизни, что ослабляет механизмы их защиты и снижает уровень эффективности управления ими.

– Неудачное введение системы рейтингования, не отвечающей мировой практике.
Речь идет о бессистемных изменениях в законодательстве, которыми введены вынужденные нормы получения и использования рейтинговых оценок, искусственные требования к рейтинговым агентствам, направленные на ограничение их вхождения на рынок и обеспечение его монополизации.

– Дисбаланс в уровнях налогообложения дохода от инвестиций в разных финансовые учреждения. В то время как проценты, начисленные физлицам по банковским депозитам, не подлежат налогообложению, доходы, полученные инвесторами от вложения средств в ИСИ или НПФ облагаются по ставкам от 5 до 13%.

– Процентная политика государства в сфере внутренних заимствований, не способствующая тому, чтобы сделать привлекательным для институционных инвесторов облигации внутренних государственных займов, что в свою очередь сужает перечень инструментов для размещения финансовых ресурсов институционных инвесторов.

Наталья Погосова
ELCOMART-finance

Инф. е-finance


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/20139.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua