Чиновники не хотят отдавать землю крестьянам

20 июн, 11:22

Уже более 10 лет в Украине проводится земельная реформа, правда, как говорят некоторые аналитики, проводится весьма странно. Государство вроде бы и не отказывается от ранее заявленного принципа, согласно которому земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, но, по сути, его практическая реализация "тормозится" представителями властей. Причем, происходит это на всех уровнях. Постоянными спутниками земельной реформы в Украине стали резонансные скандалы, коррупция и политические спекуляции. Проволочку чиновники объясняют любыми причинами, только, понятное дело, не своим желанием "половить рыбку в мутной воде". А между тем такое желание присутствует, и повсеместно фиксируются успешные попытки его реализовать. Из-за этого окончание реформирования земельных отношений в стране периодически переносят на неопределенные сроки, а крестьяне, получившие сертификаты на земельные участки, (так называемые паи), не могут окончательно оформить право собственности на землю.

Согласно официальной информации Государственного комитета по земельным ресурсам (Госкомзем) с 2000 г. по 1 января 2006 г., право собственности на землю, подтвержденное государственными актами, оформили 5,67 млн граждан, что составляет 83,5% от запланированных к выдаче более 7 млн госактов. А к середине июня количество собственников земли сельхозназначения увеличилось до 5,89 млн человек (86,7%).

Столь слабую динамику вступления крестьян в права на землю чиновники объясняют различными причинами. То отсутствием необходимых законов, то нехваткой денег на изготовление актов, то недостаточным их количеством, то еще чем-то. Не в состоянии разрешить все возникающие проблемы в этой сфере, власть обратилась за помощью к загранице. Первая помощь пришла в 2001 г. с Проектом поддержки приватизации земли в Украине, который финансирует Агентство международного развития США. Проект взялся бесплатно выдать 25% от общего количества госактов, но постоянно сталкивался с проблемами в общении с украинским чиновничеством. Так, к примеру, чиновники Госкомзема утверждали, что изготовление одного акта обходится в 85-100 грн, а специалисты проекта на практике доказывали, что при правильной организации работ цена в два, а то и в три раза ниже. Разница в подходах зачастую становилась причиной напряженных отношений между двумя организациями.

Вторая помощь пришла в 2004 г. от Всемирного банка, который открыл Украине кредитную линию в $195 млн на изготовление и выдачу госактов на землю, а также развитие системы земельного кадастра. Но уже в начале этого года банк предупредил правительство Украины о возможном прекращении финансирования в связи с невыполнением Госкомземом взятых на себя обязанностей по реализации совместного проекта. В связи с этим Виктор Ющенко потребовал закончить выдачу актов до 1 апреля нынешнего года. Однако требование президента до сих пор не выполнено.

При этом руководство Госкомзема, заявляет, что сейчас особых проблем с изготовлением госактов не существует. По словам заместителя председателя комитета Владимира Жмуцкого, "их дефицита не наблюдается". "Мы ежемесячно направляем в каждую область примерно по 50 тыс. бланков, как только находим средства в бюджете. Поэтому нет дефицита бланков, есть дефицит качественной работы, выполняемой частными землеустроителями", – подчеркнул он, и добавил, "что договорные отношения с Всемирным банком не разорваны", сообщило ИА РБК Украина.

Правда, у Госкомзема, похоже, теперь появилось новое объяснение затягивания сроков выдачи крестьянам госактов. В частности теперь вина возлагается на правительство, которое, по мнению Жмуцкого, незаконно передало Минюсту Центр государственного земельного кадастра (ЦГЗК). "Как можно было инициировать такое постановление, если оно противоречит закону о регистрации прав на недвижимое имущество и соглашению о выделении кредита Мировым банком на создание ЦГЗК?", – удивляется Жмуцкий.

По словам зампредседателя Госкомзема, "ведение земельного реестра требует глубоких специальных знаний, а не формального подхода" Тем более, что Госкомзем уже потратил на создание Центра более $20 миллионов. "Его переподчинение Минюсту отбросит страну в вопросах ведения земельного реестра на 5 лет назад", – уверен Жмуцкий. Сейчас, как и прогнозировало "Yтро", Госкомзем отказывается передавать Центр ГЗК Минюсту до принятия парламентом соответствующих изменений законодательства.

Между тем, некоторые аналитики считают, что в затягивании выдачи госактов заинтересованы собственники крупных аграрных компаний, которые сейчас активно сосредоточивают в своих руках (пока – на правах аренды) крестьянскую землю. Говорят, именно они активно лоббировали продление парламентом, до конца 2007 г., моратория на продажу земли сельхозназначения. По мнению специалистов, мораторий сдерживает приток инвестиций в сельское хозяйство и вообще "тормозит" развитие рыночных земельных отношений в стране. А именно они являются основой экономики развитых стран.

Но у украинских аграрных лоббистов свои резоны. Аналитики не исключают, что к концу действия моратория они смогут дополнительно сконцентрировать в своих руках, уже на правах собственности, около 5 млн га земли. Напомним: сейчас 69% территории Украины (41,8 млн га) составляют сельскохозяйственные земли, из них 33 млн га – пахотные. Согласно расчетам независимых экспертов из 27 млн га земли, на которые выданы сертификаты, болееины имеют право приватизировать пенсионеры, а около трети из них не имеют наследников, или те живут за границей (согласно законодательству иностранный гражданин не может быть собственником земли сельхозназначения). Возможно, земля стариков не дает покоя политикам, чиновникам и бизнесменам, и процесс сдвинется с места, когда претендовать на эту землю будет уже некому?

Елена Гончар

Инф. utro


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/20152.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua