Евротактика

23 июн, 14:30

Пока единая валюта бьет рекорды, расширения ЕС не будет

После того как 12 июня европейская валюта достигла 13-месячного максимума — 1,2979 USD/EUR, министры финансов Испании, Люксембурга и Франции высказали опасение, что рост евро может ослабить экономическое развитие Европы. По их мнению, приближение европейской валюты к доллару на 8% с начала 2006 года увеличит стоимость экспорта на внешних рынках, тогда как экспортная торговля составляет около 40% ВВП государств еврозоны. И хотя вскоре курс евро вновь снизился (примерно до 1,26 USD/EUR), опасения европейских финансистов не случайны.

Ни для кого не секрет, что в последние годы темпы экономического развития в странах Евросоюза оставляют желать лучшего. Фактически единая Европа, а особенно страны зоны евро, вступила в полосу длительной депрессии, и конца ей не видно. Стагнация в промышленном производстве и в сфере услуг сопровождается перманентным ростом курса единой европейской валюты и низкими процентными ставками.

Свою лепту в укрепление единой европейской валюты вносят центробанки крупнейших внешнеторговых партнеров ЕС, прежде всего Китая. Китай, имея положительное сальдо в торговле с ЕС, периодически предпринимает массовые закупки евро в резервы своего центробанка. Не отстают от китайцев и Япония с Россией. В итоге спрос на евро сохраняется стабильно высоким, даже несмотря на падение темпов экономического роста, что поневоле приводит к укреплению евро.

В чем-то нынешняя ситуация в Европе аналогична с японской образца 1990-х годов, когда экономический рост в Стране восходящего солнца упал до нуля, имели место нулевые, а то и отрицательные процентные ставки, а японская иена била рекорды роста по отношению к американскому доллару. Казалось, что японская экономика исчерпала все ресурсы для своего роста, тамошние товары из-за высокого курса иены оказывались неконкурентоспособными, страна находилась на пороге длительного системного кризиса. Ситуацию спас бешеный рост экономики в соседних азиатских странах, прежде всего в Китае, что позволило обрести "второе дыхание" ряду высокотехнологичных отраслей, тесно завязанных с вынесенными в Китай и страны Юго-Восточной Азии производственными мощностями. Таким образом, японская экономика является своеобразной "вершиной пирамиды", куда стекаются капиталы Азии, "разгружая" внутренний финансовый рынок и не допуская излишней ревальвации иены.

В принципе, подобная же надежда была и у Евросоюза, когда он начал расширяться форсированными темпами. По идее, принятие новых ов должно было интенсифицировать развитие промышленности: во-первых, по причине открытия новых рынков, во-вторых, из-за дешевизны ресурсов в новых странах ЕС, и в-третьих, из-за перетока части капиталов на рынки с более интенсивной инвестиционной деятельностью. Но расширение Евросоюза должного эффекта не возымело. Вместо того чтобы стать локомотивами экономического роста новой Европы, новички все больше превращаются в тормоз, пожирая в немереных количествах помощь и дотации при невысокой динамике производства и роста ВВП. При этом у "новобранцев" ЕС спрос на единую европейскую валюту также высок, что способствовало ее укреплению.

Таким образом, Евросоюзу и странам зоны евро "производственно-финансовую пирамиду", подобную той, которая образовалась в Азии, до сих пор создать не удалось. Новые страны — ы ЕС и соседи Евросоюза вроде Украины, Турции, Марокко и Туниса по большинству параметров объективно "недотягивают" до роли Китая в Азиатском регионе. Все это приводит к тому, что на Европейском континенте складываются предпосылки для развития чисто потребительского общества, но ухудшаются условия промышленного производства.

В итоге из-за сильного евро целые отрасли промышленности ведущих государств Евросоюза оказываются низкоконкурентоспособными, в первую очередь это касается автомобиле-, авиастроения и фармацевтики. Приоритет этих отраслей в производственной структуре ЕС возник не случайно. Так, если металлургические, химические и другие экологически вредные производства все больше переносятся в страны третьего мира, то автомобилестроение, наоборот, развивается, как правило, "по месту прописки" автомобильных концернов. Связано это со спецификой европейской автомобилестроительной отрасли, которая делает упор на качество и высокие технические характеристики своей продукции. Поэтому экспорт автомобилей из Германии, Франции, Италии и ряда других стран еврозоны является важной составляющей их экономической стабильности. То же касается и крайне высокорентабельной фармацевтической отрасли (спрос на продукцию которой резко увеличивается из-за "старения" населения практически во всем мире).

Укрепление курса евро приводит к тому, что европейские автомобили, несмотря на их высокое качество, начинают уступать автомобилям из Азии и Америки, теряя позиции на внешних рынках. Более того, сильный евро способствует увеличению объемов импорта автомобилей в страны Евросоюза. Тревожным симптомом "сворачивания" высокотехнологичных отраслей в ЕС является уменьшение притока "мозгов" (высококвалифицированных специалистов) из азиатских стран: индийские и пакистанские ученые, технологи и программисты все больше предпочитают находить себе применение дома или эмигрировать в США, а не в страны ЕС.

Таким образом, все говорит о том, что на рост экономического благополучия европейским странам пока надеяться не приходится и негативные последствия усиления евро в конечном счете приведут к длительному периоду экономической стагнации ЕС. Естественно, в этом случае единой Европе будет не до очередных расширений, следовательно, нашим политикам благоразумнее на ближайшие лет 20 о вступлении в Евросоюз забыть…

Владимир Цхведиани

Инф. versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/20705.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua