25 май, 10:30
Первые три месяца 2016 года полностью продублировали тенденции 2015 года. В упаковках объем продаж лекарств продолжает сокращаться — в I квартале было продано 258,5 млн упаковок, что на 5,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В гривне же рынок продолжил расти.
В I квартале 2016 года в Украине было продано 258,5 млн упаковок лекарств, что на 5,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В денежном эквиваленте лекарственных средств (ЛС) продали на 12,2 млрд грн, что превысило показатели I квартала 2015 года на 12,1%. В долларах рынок сократился на 9,3% — до $475,9 млн. Таковы данные исследования аналитической компании Proxima Research.
Рост затрат на лекарства наблюдался в первые три месяца 2016 года практически во всех областях Украины. Причем в подавляющем большинстве регионов Украины отмечены двухзначные темпы прироста. Лидером в продажам стал Киев — за три месяца 2016 года было реализовано лекарств на 1,65 млрд грн. Второе место занимает Днепропетровская область с показателем 1,18 млрд грн, в Харьковской области реализовали медикаментов на 1,1 млрд грн.
Объем продаж лекарств за первый квартал 2016 года, млн грн
В то же время объем продаж в упаковках во всех областях продолжил свое проседание, причем уменьшились продажи как украинских, так и зарубежных лекарств. Исключением стала Луганская область, жители которой за I квартал 2016 года купили на 23,2% больше лекарств, чем за аналогичный период 2015 года. Но в количественных показателях объем продаж не такой уж большой, всего 4 млн упаковок. Больше стали покупать лекарств и в Одесской области, за указанный период купили 15,5 млн упаковок, что на 20,4% больше чем годом ранее. Нарастила объем продаж и Харьковская область, всего реализовано 25 млн грн, что на 11,2% аналогичных показателей 2015 года.
Среди терапевтических групп повышенным спросом пользовались противомикробные средства для системного назначения, а также антинеопластические и иммуномодулирующие средства, что связано с резким повышением заболеваемости ОРВИ в начале 2016 года. Максимальный объем продаж в абсолютном выражении обеспечили препараты, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм. Если говорить о брендах, то в 7 областях Украины лидером по продажам стал "Актовегин", который предназначен для повышения метаболизма в тканях. Также лидерами по продажам стали такие лекарства: "Натрия хлорид", "Амиксин", "Эмсеф", "Нурофен", "Фармацитрон", "Тивортин".
Стоимость одной упаковки лекарств продолжила свой рост и в первом квартале 2016 года. На начало апреля одну упаковку ЛС можно было приобрести за 47,2 грн, что на 18,2% больше чем за аналогичный период годом ранее
В различных регионах в анализируемый период данный показатель варьирует в диапазоне от 38,0 (Луганская обл.) до 57,7 грн. (Киев) за 1 упаковку. Наиболее высокие темпы прироста по сравнению с первым кварталом 2015 году зафиксированы в Западном регионе.
Тенденции из прошлого
Сказать, что первый квартал 2016 года в своих тенденциях чем-то отличался от всего 2015 года, нельзя. По итогам 2015 года фармацевтический рынок продолжал сокращаться. Объем продаж в натуральном выражении составил 1 млрд упаковок, что на 9% меньше, чем в 2014-м, когда было реализовано 1,1 млрд упаковок. В итоге в валюте рынок просел на 34,2%, хотя объем продаж в гривневом эквиваленте за счет девальвации вырос до 42,6 млрд грн (аптечные продажи. — Ред.) против 34,8 млрд грн в 2014 году. Об этом писалось в издании "ТОП-100. Крупнейшие медицинские компании Украины".
Говоря о спросе, важно отметить, что весь прошлый год украинцы отдавали свое предпочтение дешевым лекарствам украинского производства. "Украинцы стали переходить на доступные препараты местного производства", — констатирует Сергей Подкосов.
"Поведенческая модель потребителя в 2015-м выглядит приблизительно так: сначала они переходят на более дешевые препараты, далее вообще могут отказаться от приема лекарств или же сократить курс лечения", — объясняет руководитель подразделения безрецептурных препаратов компании Bayer Елена Зубко.И наглядно демонстрирует этот тренд на примере динамики рынка безрецептурных лекарств, где продажи препаратов "скорой помощи", например противопростудных средств, в натуральном выражении падают значительно меньше, чем продажи медикаментов для профилактики и/или улучшения качества жизни (например, витаминов).
Действительно, продажи безрецептурных препаратов в упаковках уже второй год проседают, и 2015-й не стал исключением — объемы реализации упали на 0,7% — до 63,4% от общего количества реализованных лекарств. Рецептурные, напротив, показывают рост доли продаж на 1,3%.
Продажи в низкоценовом сегменте лекарств выросли на 2,4%
Всего в 2015 году было продано 623,7 млн упаковок, что соответствует доле рынка в 56,7%. Объемы продаж препаратов "средней руки" держались на уровне 2014-го — в натуральном выражении они просели лишь на 0,6%. А вот покупать дорогие медикаменты стали еще реже, объем их продаж сократился на 1,7% по сравнению с 2014 годом. За прошедший год фармацевты продали всего 132 млн упаковок таких лекарств.
Среди терапевтических групп, как и годом ранее, повышенным спросом пользовались препараты, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм, лекарства для сердечно-сосудистой системы, препараты, действующие на респираторную систему.
Цены на лекарства под конец 2015 года выросли на 36,5%. Средневзвешенная цена за одну упаковку в аптеках остановилась на показателе 42,5 грн.
Юлия Мартыненко
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/207579.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua