27 июн, 11:11
Колебание мировых цен на нефть становится все более непредсказуемым, а их прогнозирование — делом все более неблагодарным. В последний раз скачок выше $71 за баррель был ознаменован новым витком напряженности ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Тогда в стране якобы обнаружили новые следы высокообогащенного урана. Нервозности рынку добавлял и ряд других факторов — серия похищений иностранных нефтяников в Нигерии, возможность роста инфляции в США, а также начало нового сезона ураганов. Однако уже в начале июня баррель нефти-сырца подешевел на $1,62. Поводом тому стала позитивная реакция Ирана на очередные предложения мирового сообщества относительно сворачивания ядерной программы.
От такой шаткости рынка черного золота и постоянного повышения цен страдают авиаперевозчики. Таков главный вывод ежегодной встречи Международной ассоциации авиатранспорта (IATA), представляющей 261 авиакомпанию и контролирующей 94% всех регулярных авиаперевозок в мире. Эксперты прогнозируют: в текущем году высокие цены на нефть принесут мировым авиакомпаниям убытки в $3 млрд. «Нефть — совершенно непредсказуемый фактор. Цены опережают производственную прибыль и уничтожают все наши доходы», — отметил глава IATA Джованни Бизиньяни.
Ежегодный рост выручки на 10% в течение последних трех лет, а также активные меры по минимизации издержек (затраты, не связанные с топливом, за последние пять лет сократились на 13%) помогли авиакомпаниям удержаться на плаву. В числе других антикризисных шагов — использование экономичных авиалайнеров, разработка сети транзитных маршрутов и переход на «бюджетный» вариант перевозок с минимальными стоянками и максимальной загрузкой авиалайнеров. Между тем расходы на топливо в нынешнем году составят в среднем 26% общих затрат авиалиний по сравнению с 22% в 2005-м. Чтобы выйти на прибыльность, авиакомпаниям придется использовать 63,3% своих мощностей для перевозки грузов. Хотя, по прогнозам, они вряд ли сумеют использовать более 62,4%.
Как ожидается, основной «топливный» удар в нынешнем году придется на американский рынок авиаперевозок. Быстрое развитие маршрутной сети, в основном осуществляется малобюджетными авиакомпаниями, что позволило европейским перевозчикам получить в прошлом году больше прибыли, чем их коллегам в США. С 2000 г. американские авиаперевозчики потеряли $42 млрд. и ни разу не вышли на прибыль. «Мы увеличили число пассажирских мест, повысили цены на билеты. Это единственное, что можно сделать в сложившейся ситуации», — отметил старший экономист Air Transport Association Джон Хеймлич. Эксперт напоминает: несмотря на 10%-й рост стоимости билетов в январе, они все же на 16% дешевле, чем в 2001 г. К тому же по доходам лидеров рынка существенно ударила деятельность Southwest Airlines и других малобюджетных американских авиакомпаний. Ведь быстрая оборачиваемость маленьких перевозчиков позволяет при нынешних ценах на топливо удерживать стабильные цены на билеты и за счет высокого спроса на перевозки оставаться на рынке. В такой ситуации крупные компании, по мнению Хеймлича, выйдут на прибыльность не ранее 2007 г.
Инф. companion
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/21009.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua