Газ дешевле не станет

30 июн, 09:27

Ревизия газовых соглашений может выйти боком

Первый шаг нового украинского премьера (в случае, если его будут звать Юлия Владимировна Тимошенко) уже объявлен. Им станет пересмотр январских газовых соглашений с Москвой, на критике которых БЮТ построил значительную часть своей предвыборной агитации. Однако, рассматривая заявление лидера БЮТ в практической, а не агитационной плоскости, отметим, что реализовать заявленное Тимошенко будет сложно. Да и целесообразность пересмотра тоже неоднозначна.

Заявление Тимошенко уже вызвало дестабилизацию отношений с «Газпромом» в виде отмены визита в Киев его главы Алексея Миллера, а также ряд резких заявлений европейских деловых кругов. Официальные лица «Газпрома», уже назвали «слова Тимошенко свидетельством того, что Украина остается слабым звеном газовых поставок».

Международное рейтинговое агентство Fitch заявило, что реализация угрозы Тимошенко приведет к снижению суверенного рейтинга Украины. Первые лица крупнейших газовых корпораций Старого света – немецкого Ruhrgas и итальянской ENI – в свою очередь предостерегли, что в случае срыва поставок предстоящей зимой выставят судебные иски не только «Газпрому», но и транзитеру.

Реализовывая свое заявление Тимошенко, вероятнее всего, не только не улучшат ситуацию с газопоставками в Украину, а наоборот, значительно ухудшит ее прямо перед началом отопительного сезона. Вариантов действий у Тимошенко, по большому счету всего три.

Вариант 1: Отыграть все назад
У Тимошенко нет весомых аргументов, которые позволили бы ей убедить «Газпром» возобновить поставки газа по прежней цене в $50 – т.е. в 5-6 раз ниже цены европейского рынка. Существовавшая в прошлом году привязка цены российского газа к стоимости транзита через Украину разрушена с подачи самой Тимошенко (Отдельное поручение Премьер-министра Украины от 22.07.05), что сужает поле ее маневра в PR-плоскости.

Попытки шантажа России транзитом явно не пройдет по целому ряду причин, что бы ни говорил Арсений Яценюк, лишний раз доказавший свою некомпетентность в газовых вопросах.

Во-первых, Украина подписала Договор к Европейской энергетической хартии и приняла на себя обязательство не увязывать внутренние поставки и транзит. В Европе функции транзита газа и его поставки на внутренний рынок принадлежат разным хозяйствующим субъектам, а транзит не выступает источником дотирования внутреннего потребления.

Во-вторых, независимая международная оценка справедливой стоимости транзита газа через Украину может оказаться ниже той, которую сегодня платит «Газпром». Европейская тарифная система строится по совершенно другим принципам, чем постсоветсткая и, среди прочего, прямо зависит от самортизорованности системы. К примеру, тарифная ставка на построенном в 1998 году газопроводе «Ямал-Европа» в первый год его эксплуатации составляла $3,1, в 2007 году опустится до $1,95, а к 2013 стабилизируется на отметке $1. В отличие от «Ямал-Европа», украинская ГТС построена 30 и более лет назад и сегодня полностью самортизирована.

Кроме того, международные эксперты, скорее всего, окажутся гражданами стран ЕС, объективно заинтересованных в снижении издержек на доставку газа.

В-третьих, «Газпром» вполне может согласиться и с максимальным увеличением украинской транзитной ставки, чтобы столкнут Украину лбами с европейскими потребителями. Увеличение тарифа с действующих $1,6 до, скажем, $2,5-2,7 взвинтит стоимость газа для европейских импортеров на $9-11 за 1000 кубометров – т.е. примерно на 3%.

Вариант 2: Вытеснить Rosukrenergo
Попытка Тимошенко вытеснить с рынка Rosukrenergo также, скорее всего, обречена на неудачу. Во-первых, правительство не сможет запретить RUE транзитировать газ через Украину на экспорт (что является основным бизнесом компании) при наличии у RUE подписанных контрактов на закупку газа и его продажу европейским потребителям. В противном случае, это будет прямым нарушением договора к Энергетической хартии, и RUE не составит труда отстоять свои права в европейских судах. Что касается поставок на внутренний рынок Украины, то они непринципиальны для швейцарского трейдера.

Во-вторых, участие RUE в поставках в Украину, как это ни парадоксально, является гарантом сохранения для нашей страны минимально возможной цены газа. RUE обладает 25-летним контрактом с «Газэкспортом» на выкуп у него всего туркменского газа с минимальной (2%) комиссией. Именно туркменский газ, проходящий по этому контракту, обеспечил Украине цену в $95, а не в $230, как оценил газ собственной добычи «Газпром». Если из схемы поставок в Украину выдавить Rosukrenergo, цена для Украины будет далека от нынешней. Повторимся, сама RUE от этого только выиграет, отправив свой газ в Европу.

В-третьих, убрав RUE, Тимошенко придется ввести другого посредника – учитывая неутешительное финансовое состояние «Нафтогаза» «Газпром» просто не согласится напрямую поставлять газ украинской госкомпании, к тому же подверженной политическому влиянию.

Создание совместных предприятий на рынках стран-потребителей очень характерно для «Газпрома». В Германии российская монополия продает значительные объемы газа через СП Wingas, созданное с компанией Wintershall (BASF). На рынках Восточной Европе реализация российского газа также осуществляется через СП «Газпрома», к примеру – Europolgas в Польше или Panrusgas в Венгрии. В странах СНГ действуют аналогичные СП – ЗАО «Армросгазпром» (Армения), АО «Молдовагаз» (Молдавия) и ЗАО «Казросгаз» (Казахстан).

Российская монополия сознательно выстроила с Украиной отношения через коммерческого посредника и, вероятно, будет и дальше строить их подобным образом. Конечно, посредником вместо Rosukrenergo может выступить и СП «Нафтогаза» непосредственно с «Газпромом», но это приведет лишь к более плотному контролю «Газпрома» над украинским рынком. При этом, потеряв Rosukrenergo, Украина утратит доступ у туркменскому газу.

Вариант 3: Вернуть Туркмению
Если Юлия Тимошенко действительно намеревается взяться за газовый рынок, первым ее шагом должен быть визит в Ашхабад. Во втором полугодии 2006 года Туркмения еще располагает 10-15 миллиардами нераспределенного газа, которые 2 недели назад стали камнем преткновения в отношениях среднеазиатской республики с Москвой.

Во время визита делегации «Газпрома» в Ашхабад туркменская сторона предложила россиянам выкупить этот газ по цене $100-125 при действующей сегодня ставке $65. «Газпром» отказался. Таким образом, потенциально, поле для восстановления сотрудничества между Украиной и Туркменистаном есть.

В то же время, Тимошенко нечего предложить туркменам кроме увеличения цены газа для Украины выше «газпромовских» $65. В преддверии несостоявшегося в мае визита в Ашхабад Ивана Плачкова в правительстве обсуждалась (и была отброшена) идея предложить Ниязову $80 за 1000 кубометров на узбекской границе. С учетом доставки до Украины, этот газ обошелся бы украинским предприятиям в $128 (без учета НДС и распределения по Украине).

Сегодня RUE продает в Украину туркменский газ по $95, перекупая его у «Газпрома» прямо в Туркмении по $66,3. Предложив Ниязову более высокую цену, Украина добилась бы только увеличения стоимости для собственных потребителей.

Поднятие цены бессмысленно и со стратегической точки зрения. С 2007 года весь туркменский газ законтрактован «Газпромом» до 2028 года. И даже если Украина будет предлагать более высокую цену, Ниязов не сможет продать ей законтрактованный россиянами газ.

Западный ветер
Единственным союзником Тимошенко в намерении пересмотреть условия газовых договоров сегодня является Вашингтон. Большинство политических сил в Украине отдают себе отчет в том, что от пересмотра январских соглашений газ не станет дешевле, репутация Украины не станет лучше, а поставщики газа – многочисленней.

Политическое давление со стороны США не будет иметь успеха ни в Украине, ни в России. Вашингтон пока не предложил и не сможет предложить Киеву ни дешевого газа, ни субсидий на его закупку по европейской цене в случае окончательного развода с Москвой. Действия США будят в памяти аналогии с «Харьковской инициативой» и закрытием Чернобыля – когда Украину лишали выгодных экономических проектов под пустые обещания.

Путин тоже вряд ли поддастся давлению Вашингтона, которому нечего предложить России, кроме улучшения ее имиджа на Западе. Однако бюрократические структуры и отраслевой бизнес ЕС в конфликте с Украиной уже стали на сторону Москвы – взять хотя бы последние договоренности ЕС и «Газпрома», заявления Шредера о транзите через Украину и т.д.).

Дешевый газ для Украины, как и для остального мира, безвозвратно уходит в прошлое. В последние годы Леонид Кучма получал его по $50 «под преемника», под «единое экономическое пространство», отказ от НАТО. Какой политический обмен сможет предложить Кремлю Тимошенко, учитывая, что кроме нее единственным лоббистом пересмотра газовых соглашений является Вашингтон? Передача российскому бизнесу крупнейших неприватизированных предприятий? Продажа ГТС или газохранилищ? Подписание в полном объеме пакета договоров по ЕЭП? Как это сочетается с национальными интересами Украины?

Инф. economica


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/21379.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua