Панацея или провал: опыт введения накопительного уровня пенсионной системы в разных странах мира

30 ноя, 12:00

Кабмин рассчитывает введение второго, накопительного уровня пенсионной системы в 2019 году. Delo.UA разбиралось, как эта реформа проходила в других странах.

В октябре этого года народные депутаты после долгих публичных дискуссий и конфликтов приняли пенсионную реформу, инициированную премьером. Тем не менее, в большинстве своем реформа касалась изменений действия в нынешней солидарной пенсионной системе, тогда как такой важный аспект как обязательный накопительный уровень упоминался лишь в планах на 2019 год. В Кабмине рассчитывают, что ко второму уровню привлекут иностранные пенсионные фонды. Как бы там ни было, но второй уровень пенсионной системы будет очень затратным и воспринимается экспертами неоднозначно. Delo.UA попыталось разобраться, как такие проблемы решались в других странах, а также какие существуют механизмы введения второго уровня пенсионной системы.

Латиноамериканский эксперимент

Вопрос второго уровня пенсионной реформы — обязательных накопительных отчислений граждан — является достаточно новым не столько для Украины, сколько для всего мира. Впервые такую системы ввели в 1980-м году в Чили, и на протяжении семи лет они были единственными в мире, кто решился на этот шаг. Первые 20 лет к такому подходу присоединялось не так уж и много стран (на сегодняшний день второй уровень пенсионной системы действует в 36 странах мира). Среди них можно определить частично пересекающиеся две группы: зажиточные страны ОЭСР, а также большинство стран Латинской Америки.

Последние стали возможностью взглянуть на возможные результаты пенсионной реформы для развивающихся стран, учитывая риски неокрепших экономик с проблемами государственного управления. Результаты по региону существенно отличаются. Если пионеры обязательных накопительных пенсионных фондов, Чили и Перу, показали хорошие результаты, то в других странах возникли свои проблемы с имплементацией. В Колумбии и Мексике пенсионная реформа привела к тому, что вместо роста общенационального пенсионного фонда, он начал постепенно сокращаться, тогда как граждане Аргентины и Боливии оказались под давлением поднявшихся налоговых ставок, что не добавило популярности системе, а также привело к частичной тенизации доходов.

Вместе с тем, большинство стран почувствовало косвенное влияние новообразованных пенсионных фондов, фактически давших жизнь местным фондовым рынкам.

Огромный ресурс для инвестиций был также по разному использован, в зависимости от моделей управления этими фондами (государственные/негосударственные, а также зависимо от возможностей внешних инвестиций), но все же он оживил финансовую активность в странах региона.

В отчете ОЭСР по поводу пенсионных реформ в Латинской Америке, организация признала наличие проблем во введении "второго уровня", однако подчеркнула, что проблемы заключаются не столько в системе, сколько в ее имплементации. Эксперты отметили необходимость четкого выбора между одной из двух моделей: либо централизованной с минимальным количеством государственных накопительных фондов, либо же конкурентной — с максимально простым доступом фондов к рынку. Промежуточные варианты не позволяют удешевить обслуживание накоплений для граждан ни через эффект масштаба и социальные программы, ни через конкуренцию. Кроме того должна быть обеспечена максимальная прозрачность инвесторов для поддержания доверия вкладчиков — иначе система имеет большие риски послужить поводом для ухода доходов работников в тень. И, наконец, государство должно обеспечить регуляторные и коммуникационные предпосылки для деятельности фондов. Первое обеспечит максимальную легкость активности, как фондов, так и инвесторов, а второе ознакомит население с преимуществами и недостатками тех или иных способов накопления.

Стремясь в Евросоюз — опыт Польши

Сами термины первого, второго и третьего уровня (pillars) пенсионной системы были определены Всемирным банком в 1998 году. Это было связанно с попыткой центрально-европейских стран провести структурные реформы с минимальными рисками для населения. Проведение пенсионной реформы стартовало практически во всех странах региона — от довольно развитых Чехии и Словении, до более кризисных Румынии и Болгарии. Несмотря на отличия в предпосылках страны объединяли евроинтеграционные стремления и огромные проблемы с негативным приростом населения, что подталкивало их к как можно скорейшему изменению пенсионной системы. Изменения были подобные во всех странах, потому показательным можно считать опыт Польши, где реформа прошла по самым стандартным условиям.

К реформе пенсионная система Польши подошла с плохими предпосылками и тяжелым наследием стабилизационных изменений начала 90-х. Главной мотивацией реформы 1999-го стало сокращение госрасходов на пенсии, хотя побочные эффекты в виде возникновения рынка капитала также брались во внимание. Особенностью польской пенсионной реформы стал широкий уровень ее поддержки как среди элит, так и среди простых граждан. К тому же ее не пытались менять, исходя из политической конъюнктуры. Так, реформу начало левоцентристское правительство, однако даже после прихода к власти правых реформа продолжалась согласно графику. Кроме того, введение второго уровня широко поддерживалось "Солидарностью", что добавило общественного доверия к изменениям. Распределение между первым и вторым уровнем пенсионной системы изначально было сдвинуто в сторону второго, без постепенного повышения его удельного веса.

В целом центрально-европейские страны взяли за основу ту самую чилийскую схему, добавив к ней переход от солидарной системы, добровольный накопительный уровень, а также расширив охват социальной пенсии на некоторые группы работников (шахтеры, фермеры и т.д.). В некоторых странах региона апробировалась система страховых платежей, однако позднее она сводилась к непосредственно накопительной системе.

Тяжелые предпосылки,успех прежних реформ и желание присоединится к ЕС заставило правительства перейти на накопительную систему с максимальной скоростью.

Это помогло избавиться ловушки старения населения в будущем, способной сделать реформу очень дорогой для населения. Однако эта же поспешность вызвала и немалые проблемы для государств в ближайшем будущем.

Не выдержали натиска

После первой волны реформ в конце 90-х, в 2010-2012 регион охватила новая волна — уже связанная с корректированием негативных последствий от реформы. Заданные соотношения солидарной и обязательной накопительной системы (или же слишком быстрый темп роста этого соотношения в пользу второго уровня) привели к существенному давлению пенсионных фондов на государственный бюджет.

Страны просчитались с объемом социальных пенсий, а также с количеством людей, оставшихся на солидарной системе по причине возраста (для них переход на накопительную систему был бы уже нецелесообразным).

Так или иначе, многие страны начали корректировать свои программы с учетом новых реалий, часто противодействуя масштабному внутреннему давлению.

Вторая волна реформ началась в Чехии, где на протяжении шести лет с 2010 осуществлялись постоянные корректировки второго уровня, а также пересмотры категорий попадающих под социальное пенсионное обеспечение. В 2011 практически одновременно запустились пересмотры в пенсионных системах Румынии, Словакии и Польши. Поляки решили с 2012 года уменьшить сбор на второй уровень с 7,3% аж до 2,3%. При этом ставку решили постепенно подымать до 2,8% в 2013 и продолжать ежегодное повышение до 3,5% в 2017. Такое кардинальное падение ставки на второй уровень было осуществлено для параллельного поднятия взноса в первый уровень до 5%, однако к 2017-му оно должно было опуститься до 3,8%. Также была реформирована система налогообложения для третьего уровня пенсионной системы (добровольных накоплений). Этим правительство надеялось стимулировать компенсацию сокращения удельного веса второго уровня, при этом пополнив дефицит, созданный дырой в первом уровне.

Подобные коррективы в реформы были внесены также в Словакии и Румынии, где, как и в Польше, власть столкнулась с большим сопротивлением со стороны общества и политиков, ранее имплементировавших эту реформу. Однако, несмотря на разговоры об "откате" реформы, эти изменения более похожи на корректировку с поправкой на экономические возможности страны. Более того, эксперты Всемирного банка предполагают, что такие коррективы наоборот помогут быстрее достигнуть большего охвата пенсионеров именно через накопительную систему.

Куда хуже события обернулись в Венгрии, где в 2010 году решили временно отказаться от уже введенного второго уровня. В 2011-м в Будапеште сменили риторику на "заморозку" (что означало фактическое прекращение существования накопительной системы, однако формально деньги на счетах закреплялись за людьми в случае введения системы опять). Такие решения были приняты для преодоления бюджетного дефицита, появившегося в том числе и из-за растущей дыры в пенсионном фонде страны. Однако такие действия грозят больно ударить по стране в будущем, когда старение населения даст еще более очевидные результаты. Тогда солидарная система окажется еще большим грузом на госбюджет, а пространства для маневра на переход ко второму уровню может стать значительно меньше.

От нефтедолларов к накоплениям

Вот у кого хватает пространства для введения второго уровня пенсионной системы, так это у петрократий с высоким уровнем дохода от продажи энергоресурсов. В этом смысле не является исключением и Казахстан, где еще с 1998-го года начали свою пенсионную реформу с переходом на трехуровневую систему (параллельно с Центральной Европой). Сейчас в Казахстане около 8 миллионов человек имеют счета второго уровня, а около 50 тысяч счета третьего уровня. Фактически в государстве полностью имплементирована система обязательных накопительных счетов. При этом первый уровень финансируется напрямую из государственного бюджета, а не привязывается к прямому налогу с доходов граждан. Второй же уровень формируется следующим образом: 10% со своего дохода вносит сам работник, а еще 5% от ежемесячного дохода работника могут оплачиваться со стороны работодателя в случае тяжелых или вредных условий труда.

При этом в стране сохраняется разный пенсионный возраст для женщин и мужчин (58 и 63 года соответственно), а также существует довольно широкий спектр социальных пенсий. Все это обеспечивается преимущественно именно благодаря тому, что львиную долю расходов направлено непосредственно на государственный бюджет, имеющий немалые доходы от сборов с добычи энергоресурсов.

Менее успешная история введения второго уровня произошла в другой богатой на энергоресурсы стране — России. Там ранее введенная трехуровневая система попала под пересмотр в 2013-2015 годах. Тогда трудовая пенсия (солидарная система) была заменена на страховые платежи. Таким образом изменилась формула расчета пенсии для первого уровня, а гражданам дали выбор между страховой системой или же накопительной. При этом ставки для накопительных взносов составляли 6%, тогда как страховая часть не попадала под налог. Сама реформа вызвала определенное недоумение у части экспертной среды, так как фактически отказалась от параллельной двухуровневой системой, дав возможность выбирать только одну из альтернатив (при накопительной, однако, взносы в солидарную систему оставались).

В итоге из-за непонимания среди населения, а также низкой конкуренции между фондами сложно констатировать удачное проведение реформы даже в случае массового выбора накопительной системы.

Украина, безусловно, задержала свою пенсионную реформу, анонсируя ее начало лишь 20 лет спустя после того, как эти шаги были пройдены ее соседями. Однако в этом кроется и определенное преимущество — мы можем взглянуть на реформу в эволюционной ретроспективе, понять, где кроются опасности и вызовы. Определенно, если государство планирует введение второго уровня уже с 2019 года, то эти риски должны быть просчитаны уже сейчас. Иначе Украина рискует пополнить список неудачных кейсов, вместо создания еще одной истории успеха.

Александр Кострыба
Международный обозреватель

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/223880.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua