11 июл, 12:11
10 июля, в понедельник, министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф выступил на заседании бюро высшего совета партии "Единая Россия" с докладом об экономическом состоянии, прогнозе и планах развития основных секторов экономики - "О политике диверсификации экономики и развития транспортной инфраструктуры".
Тезисы выступления министра экономического развития и торговли Российской Федерации
1. Сегодня ключевой момент – переход экономики в новую фазу развития, с новым набором ограничений роста.
Развитие российской экономики в ближайшие годы будет существенного отличаться от последних 3-4 лет интенсивного роста. Выделю следующие новые тенденции:
- ослабление динамики экспорта углеводородов (если раньше он обеспечивал 3 проц. пункта прироста ВВП, то в среднесрочной перспективе – не больше 1);
- усиление инфраструктурных ограничений (электроэнергетика, транспорт);
- качественное изменение (ужесточение) условий конкуренции на внутренних рынках, снижение роли фактора ценовой конкурентоспособности;
- сокращение притока трудовых ресурсов;
- возможное снижение цен на товары сырьевого экспорта.
Таким образом, по-прежнему остаются фундаментальные причины, которые формируют тенденцию замедления экономического роста
2. Средство для преодоления ограничений роста - диверсификация экономики.
Происходит ли сейчас процесс диверсификации?
Формально, да: темпы роста обрабатывающих отраслей выше сырьевых. Структура роста ВВП улучшается.
Последние тенденции показывают, что в явном виде симптомов голландской болезни не наблюдается. Рост доходов от экспорта и укрепление курса рубля не подавляют производства обрабатывающих отраслей промышленности. Машиностроительные отрасли развиваются быстрее топливных отраслей и промышленности в целом.
Данные за первые 5 месяцев 2006 также показывают, что вклад обрабатывающих отраслей экономики в ВВП и промышленное производство увеличивается. На фоне прошлого года особенно выросли темпы роста отдельных бытовых товаров (холодильников и стиральных машин), пассажирских вагонов и легковых автомобилей.
Но: доля отраслей с высокой степенью обработки в производстве пока недостаточна. Структура экономики по-прежнему остается ресурсно-ориентированной. Экспорт машин и оборудования очень мал (5,6% в 2005г.), при этом сырьевые отрасли занимают 80% экспорта. Инвестиции в основной капитал также в основном концентрируются в сырьевых отраслях и трубопроводном транспорте. Инвестиции в машиностроительные отрасли составляют всего 3% от общего объема инвестиций.
Россия отстает от ведущих стран как по уровню государственной поддержки НИОКР, так и, особенно, по их частному финансированию. У нас расходы на НИОКР за счет государственных и частных средств составляют всего 1,2%ВВП, что уже уступает уровню Китая (1,3%ВВП), который планирует повысить эту долю до 2%ВВП в 2010 году.
Если не принимать решительных мер, не ускорять диверсификацию, траектория развития экономики пойдет по инерционному варианту - снижение темпов роста до 5% в 2009 году, а в перспективе и ниже.
Более высокая траектория роста экономики может быть достигнута за счет проведения политики диверсификации и комплекса мер и действий Правительства.
3. Реагируя на проблему ограничения роста, выдвигается ряд проектов
Необходимое условие ускорения развития – улучшение инвестиционного климата, что способствует притоку инвестиций в обрабатывающие сектора и социальную сферу. Здесь у нас есть успехи, о чем свидетельствует поступление ряда предложений западных кампаний по организации производства на территории России, в том числе по производству легковых автомобилей. Основные направления политики по улучшению инвестиционного климата хорошо известны. Это прежде всего - защита собственности, снижение рисков, стимулирование инноваций, создание конкурентных рынков, развитие финансовой инфраструктуры, снятие инфраструктурных ограничений.
Для осуществления политики диверсификации Правительством разработан пакет «точечных» проектов, направленных на стимулирование частных инвестиций, создание высокотехнологичной продукции, как для внутреннего, так и для внешнего потребления, осуществление инфраструктурных проектов.
Инструментами проводимой политики являются создание особых экономических зон, создание венчурного капитала и Инвестиционного фонда, поддержка малого бизнеса, реорганизация Российского банка развития, принятие новых ФЦП, направленных на развитие высокотехнологичных производств, стимулирование развития нефтепереработки.
4. Особые экономические зоны - опорные точки для развития инноваций, новых технологий, а также для привлечения иностранных инвестиций.
Принят закон об особых экономических зонах. В федеральный бюджет 2006 г. заложены расходы на создание необходимой для функционирования особых экономических зон инфраструктуры – 8 млрд.руб., столько же зарезервировано региональными и муниципальными властями.
В настоящее время создаются 6 ОЭЗ:
- Технико-внедренческие зоны - в Зеленограде (микроэлектроника, нанотехнологии), в подмосковной Дубне (информационные и ядерно-физические технологии), в Санкт-Петербурге (высокотехнологичная продукция) и Томске (новые материалы).
- Промышленно-производственные зоны будут в Липецкой области (производство бытовой техники) и Татарстане - в Елабуге (производство автомобилей и автокомпонентов, высокотехнологичной продукции, а также нефтехимическое направление).
- Во второйине 2006 года пройдет еще один конкурс по промышленно-производственным зонам - для регионов Сибири и Дальнего Востока.
- 3 июня 2006 года подписан Федеральный закон, предусматривающий создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории России. Подготовлен проект федерального закона о создании портовых особых экономических зон на территории морских и речных портов, грузовых терминалов международных аэропортов.
В 2007 году мы планируем завершить основные работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ: инженерных сетей, включая информационно-телекоммуникационные сети, а также транспортных коммуникаций. Одновременно предусматривается регистрация в ОЭЗ резидентов-инвесторов.
5. Проекты Инвестфонда. Цель - создание инфраструктур - как транспортной, так и для инновационных проектов. Это важный шаг на пути развития государственно-частного партнерства и стимул для увеличения инвестиционной активности.
Годовой объем Фонда в 2006 году составит 69,7 млрд. рублей, в 2007 году увеличится до 95,8 млрд. рублей за счет средств, полученных от экономии по обслуживанию внешнего долга за счет его досрочного погашения, в 2008 году – 91,4 млрд. рублей.
- Комплексное развитие Нижнего Приангарья;
- Строительство платной скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге;
- Строительство скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург на участке км 15 - км 58;
- Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г.Нижнекамск.
3 июля 2006 г. состоялось очередное заседание Инвестиционной комиссии, на котором были рассмотрены 3 проекта:
- Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области;
- Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва-Минск;
- Строительство Орловского тоннеля под рекой Невой в г. Санкт-Петербурге в рамках развития Волго-Балтийского пути.
Процесс отбора проектов еще не закончен, в настоящее время Министерство продолжает рассматривать поступающие заявки.
6. Приоритеты государственной инвестиционной программы – снятие инфраструктурных ограничений роста и технологическое обновление производства.
На реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы в федеральном бюджете на 2006 год предусмотрены государственные капитальные вложения в объеме 318,95 млрд. рублей, в том числе государственный оборонный заказ – 64,3 млрд. рублей. Абсолютный рост по сравнению с 2005 годом - 26,4%.
Финансируются 2 472 строек и запланирован ввод более 1000 адресных объектов, что составляет порядка 44% от их общего количества. За последние два года средний объем ассигнований на один объект увеличился почти в четыре раза.
На финансирование федеральных целевых программ в федеральном бюджете на 2006 год предусмотрены ассигнования в размере 375, 15 млрд. руб.
Для обеспечения эффективного использования государственных инвестиций установлены приоритетные направления государственного инвестирования.
Развитие транспортной системы. Развивается на основе ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», включает 6 подпрограмм, в том числе вновь разработанная «Развитие экспорта транспортных услуг», реализация которой позволит повысить конкурентоспособность российской экономики на основе развития национальной транспортной системы.
Финансирование ФЦП «Модернизация транспортной системы (2002-2010 годы)» в 2007 году оценивается на уровне 156,5 млрд. руб. В рамках указанной программы на строительство, реконструкцию и содержание (включая ремонт и капитальный ремонт) федеральных автомобильных дорог в 2007 году предусмотрено 133,9 млрд. рублей или 111,8% к уровню 2006 года.
Одновременно в настоящее время рассматривается возможность дополнительного выделения 14 млрд. рублей на строительство и реконструкцию ключевых федеральных автомобильных дорог.
В соответствии с бюджетным посланием Президента Российской Федерации сверх средств, предусмотренных программой, в 2007 году будет выделено 35 млрд. рублей на строительство и модернизацию автомобильных дорог, включая и дороги в поселениях.
Таким образом, на строительство, реконструкцию и содержание дорожного хозяйства в 2007 году предполагается выделить 182,9 млрд. рублей или 152,8% от уровня 2006 года.
В сфере транспорта разработаны типовые концессионные соглашения, ряд из которых уже утверждены - например, типовое концессионное соглашение в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств
В настоящее время на основе механизма концессий предполагается реализация целого ряда крупных проектов транспортного строительства:
- скоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург;
- Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области;
- автомагистраль «Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге»;
- участок магистрали от МКАД до автомобильной магистрали М-1 «Беларусь» Москва-Минск в обход г. Одинцово;
- участок магистрали от МКАД до км. 29 с подъездом к аэропорту «Шереметьево-3» в Московской области.
Предполагается, что государственные транспортные концессии в дорожной отрасли позволят к 2010 году ежегодно привлекать до 80 млрд. рублей частного капитала.
Высокотехнологичные проекты:
Перехода к инновационно-ориентированной модели экономического развития предполагает, что и в структуре инвестиционных расходов государства увеличится доли программ, направленных на развитие высоких технологий и экономики знаний.
Сейчас разрабатываются новые федеральные целевые программы («Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года», «Национальная технологическая база», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», «Развитие исследовательской, инновационной и технологической инфраструктуры для наноиндустрии Российской Федерации на 2007-2009 годы» либо корректируются существующие программы («Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы»).
Дело не просто в появлении этих программ, а в том, что формируется система технологических приоритетов в развитии российской экономики. Назову основные из них:
- технологии новых материалов (технологии металлов и сплавов, сварки, технологии наноматериалов);
- общемашиностроительные технологии (создание технологий и оборудования для лазерной обработки, разработка технологий для медицинской техники);
- базовые технологии энергетики (создание современного энергосберегающего электротехнического оборудования широкого профиля и новых технологий ядерной энергетики);
- технологии перспективных двигательных установок;
- катализ и химические технологии;
- технологии морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях; освоение Арктики и необходимое для этого оборудование – это наша рыночная, да и историческая ниша;
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний.
Государство не претендует на то, чтобы предопределять технологическое развитие бизнеса. Напротив, все эти направления нацелены на совместную работу с бизнесом и обязательно ориентированы на рыночный результат через 3-4 или 6-8 лет. Сейчас процесс формирования пакета Федеральных целевых программ еще не завершен. В тоже время, по предварительной оценке, финансирование программ, ориентированных на развитие высокотехнологичного сектора экономики, в 2006 году составляет 86,6 млрд. руб., или 14,5% всех инвестиционных расходов федерального бюджета. В 2009 году, в результате реструктурирования программ и принятия новых программ, эту долю предполагается повысить до 28,4 процентов.
7. Российская венчурная компания - опорная точка инновационной инфраструктуры
Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации об ОАО «Российская венчурная компания» с долей государства в акционерном капитале равной 100%, выступающего в качестве «фонда фондов».
Основная задача - поддержка венчурных инвестиций в высокотехнологичные отрасли.
Финансовое участие Российской венчурной компании в венчурных фондах будет ограничено объемом 49% от ее средств, а остальные 51% будут предоставлены частными венчурными инвесторами. Таким образом, руководство венчурными фондами будут осуществлять частные инвесторы, а Российская венчурная компания сохранит необходимый контроль за целевым назначением такого фонда.
Размер каждого венчурного фонда, создаваемого с участием Российской венчурной компании, ограничен суммами от 600 миллионов до 1,5 миллиардов рублей, что позволит гарантировать достаточную диверсификацию портфеля фонда. Необходимый для деятельности Российской венчурной компании капитал оценивается в 15 миллиардов рублей.
Для дополнительного стимула частных инвестиций и снижения их инвестиционного риска, Российская венчурная компания отказывается от части своего дохода в пользу частных инвесторов.
8. Реорганизация Российского Банка Развития и создание на его основе Российской корпорации развития
Речь идет о создании инструмента поддержки частных проектов в обрабатывающих отраслях за счет снижения рисков кредитования и повышения доступности «длинных денег». Если инвестфонд ориентирован прежде всего на инфраструктурные проекты, венчурная компания – на высокорискованные венчурные, то Российская корпорация развития – на диверсификацию экономики и модернизацию обрабатывающих сектора, а также поддержку экспорта машин и оборудования.
9. Развитие условий для роста малого бизнеса - важнейший фактор для формирования конкурентной среды, роста занятости населения и стабильности налоговых поступлений
Разрабатывается закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России, предполагаемый ввод – 1 января 2007 года. Он дает четкие критерии отнесения предприятий к микро-, малому и среднему бизнесу, позволит им получить равный доступ к мерам имущественной и финансовой господдержки, уплачивать налоги по упрощенным режимам.
По инициативе Минэкономразвития России, с 2005 года в федеральном бюджете предусматриваются значительные средства на государственную поддержку малого бизнеса: 1,5 млрд. рублей в 2005 году и 3 млрд. рублей в 2006 году.
Основные направления господдержки:
• Создание и развитие бизнес-инкубаторов
• Поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий
• Микрофинансирование
• Поддержка малых предприятий в научно-технической сфере, в частности – формирование региональных венчурных фондов
• Развитие системы гарантий по кредитам и лизингу
Средства федерального бюджета, предусмотренные на эти цели, предоставляются субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии софинансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов, что позволяет привлекать дополнительно финансовые средства регионов и стимулировать регионы к принятию новых, более эффективных программ поддержки и развития малого предпринимательства
Совокупный размер расходов федерального и региональных бюджетов на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в 2005 году составил 2 580 млн. рублей (58 % - федеральный бюджет, 42 % - бюджеты регионов).
При этом значительная часть (74 %) средств федерального и региональных бюджетов 2005 года используется в форме капитальных вложений (инвестиции в создание бизнес-инкубаторов) и на возвратной основе (инвестиции в создание венчурных фондов).
10. Стимулирование развития нефтепереработки, а также поддержка добычи нефти также является важной мерой для обеспечения экономического роста и создания устойчивой базы для осуществления реформ.
Разработан проект федерального закона, которым предусматривается дифференциация акцизов на нефтепродукты в зависимости от их качественных характеристик. В частности проектом федерального закона предусматривается снижение ставки акциза на топливо более высокого качества и применение повышенной ставки на низкокачественное топливо.
Отменены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды технологического оборудования, в том числе и для нефтепереработки, что будет способствовать обновлению существующих нефтеперерабатывающих мощностей, что, в свою очередь, приведет к увеличению глубины переработки нефти, увеличению выхода светлых видов топлива и повышению качества вырабатываемых нефтепродуктов.
В рамках реализации задачи по стимулированию инвестиций в освоение нефтяных ресурсов в новых нефтегазоносных провинциях, а также продления срока рентабельной разработки месторождений с высокой степенью выработанности, разработан проект федерального закона, направленного на совершенствование механизма исчисления и уплаты НДПИ в части установления «налоговых каникул» при разработке новых месторождений на территории Восточной Сибири, а также дифференциацию НДПИ по критерию «выработанность месторождений».
Заключение.
Мы достигли макроэкономической прочной стабильности. Не теряя этого достижения, мы сейчас вплотную подошли к решению новых задач – технологической модернизации экономики и диверсификации. Только так мы сможем быть конкурентоспособны на мировом рынке и обеспечить динамичный рост экономики и благосостояния людей.
Пресс-служба министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
Инф. news.treli
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/22795.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua