Нефтерынок станет с «ракушкой». Покидая Румынию, сети автозаправок Shell вспомнили о России и Украине

12 июл, 15:26

Одна из доминирующих в Украине нефтекомпаний «Альянс-Украина» заявила о начале процесса передачи части своих АЗС в столице международной корпорации Shell. «Альянс» владеет в Киеве и области более чем тремя десятками автозаправок и, как сообщают в компании, готов шесть–семь из них отдать под марку Shell. Директор по связям с общественностью компании украинского представительства Shell Лесь Ластовецкий сообщил прессе, что пока условия сделки, а также количество заправок, планируемых к ребрэндингу, не разглашаются.

Выход Shell на нефтерынок Украины происходит в унисон с выборочным расширением сети АЗС данной европейской компании на Восток. В целом в мире этой корпорации принадлежит 40 тыс. собственных автозаправок, и скромно автомобилизированная Украина с общим парком из 4,6 тыс. заправок и шестью старыми НПЗ вряд ли является предметом повышенного интереса мирового нефтегиганта. Стратегической площадкой для Shell можно считать скорее Венгрию, где она владеет 200 АЗС из всех 1,1 тыс., занимая первое место на рынке. Ресурсной базой венгерской сети являются два местных НПЗ венгерской компании MOL, небольшой пакет акций которой принадлежит Shell. В Польше эта корпорация имеет 106 заправок из общего числа в 6,5 тыс., занимая пятое место по продажам. Нефтепереработки в этой стране компания не имеет и, похоже, к этому не стремится, опираясь на польские активы MOL. Парк заправок Shell в Чехии составляет всего 130 АЗС из общего числа 2,1 тыс., но при этом она занимает третье место на рынке. Ресурсной базой чешской сети являются два местных НПЗ компании Cheska Rafinerfska, небольшой пакет акций которой принадлежит Shell. В Словакии, привязанной к ресурсам венгерской MOL (она владеет единственным НПЗ этой страны), корпорация Shell занимает третье место по продажам, купив всего 35 из всех 750 АЗС. Подобная картина наблюдается в странах Балтии, где при сравнительно небольших масштабах сбытовых сетей Shell входит в первую пятерку рынка по объемам реализации. В Эстонии у нее 32 АЗС, в Латвии — 19, Литве — 16 заправок.

Вышеуказанная архитектура сети автозаправок Shell в нашем регионе Европы выглядит вполне монолитной, но в ней просматриваются два «бельма». Первое — это Украина, в которой пока нет автозаправок не только Shell, но и других западных компаний. Второе — гигантская Россия, на территории которой у Shell всего 17 АЗС, сконцентрированных в Петербурге, поближе к финским НПЗ. Третьим раздражителем гиганта с недавних пор можно считать Румынию, с нефтяного рынка которой корпорация ушла в 2005 г. Бестолково потратив на протяжении 1992–2006 гг. более $260 млн на развитие ее проблемных сухопутных месторождений (тогда как конкуренты Totall-FinaElf и Ramco достигли успеха на Черноморском шельфе), Shell свернула нерентабельную нефтедобычу и была вынуждена распродать все свои 56 автозаправок в этой стране. Поэтому приоритетным направлением экспансии Shell Румыния если и станет, то не скоро.

Какая из двух указанных стран первой сможет избавиться от репутации «бельма» на глазу Shell — вопрос, который будет стоить пионеру щедрых инвестиций корпорации. До нынешнего заявления о союзе Shell и работающего в Украине российского «Альянса» фаворитом считалась Россия. Буквально сразу после ухода с нефтяного рынка Румынии Shell сообщила о планах расширения своей сети в РФ в 2006 г. до 22 автозаправок и далее — до 50-ти, правда, состоится ли это, сказать пока сложно. Партнером укрепления позиций Shell на диком российском рынке является совладелец Московского НПЗ и авторитетный бизнесмен Шалва Чигиринский, на паях с которым Shell владеет группой достаточно крупных Салымских месторождений нефти в Сибири. Однако право загрузки МосНПЗ у Чигиринского желают забрать его конкуренты — «Татнефть» и «Сибнефть» (последняя недавно вошла в состав «Газпрома»), которым вполне под силу ограничить маневры Shell на рынке РФ.

В то же время в Украине ограничивать Shell после произошедшей в 2005 г. кардинальной перемены власти некому. Вероятно, поэтому корпорация в последнее время и прониклась заметным энтузиазмом по отношению к нашей стране. А ведь еще в 1996 г. ее греческая «дочка» Shell Pekten Arabia Ltd. с шумом отказалась от проекта доразведки украинского нефтегазоносного шельфа, причем официальной причиной было нежелание тогдашнего нашего правительства работать над совершенствованием законодательства в сфере развития нефтедобычи. Нынешние власти не продвинулись в этом деле ни на йоту, и базовый для развития отрасли закон «О разделе продукции» остается принятым лишь в первом чтении, но, несмотря на это, в начале 2006 г. Shell Exploration Ltd. заключила контракт о совместной разработке ряда сухопутных месторождений нефтяного конденсата и газа на востоке Украины. Более того, параллельно с этим проектом корпорация решилась на свой страх и риск создать целевое СП с Exxon Mobil для совместного участия в тендерах на право разработки украинского морского шельфа.

Отечественные эксперты допускают, что сегодняшняя экспансия Shell на нашем рынке производства и торговли нефтепродуктами поставлена в зависимость от достижений корпорации в указанных проектах развития сухопутной и морской добычи. Если они окажутся успешными, вполне возможно, что вслед за появлением автозаправок под маркой Shell корпорация возьмется за формирование в Украине активов в переработке нефти. Для этого она сможет либо построить новый НПЗ, либо купить пакет акций «Херсоннефтепереработки» у той же группы компаний «Альянс».

Андрей Старостин

Инф. dsnews


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/23040.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua